Наталья Рябчикова
Конспект занятия в подготовительной группе «Гжельское чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия подготовила и провела воспитатель: Рябчикова Н. В.
Тема: «Гжельское чудо»
Цель: Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о декоративно – прикладном
искусстве;
- обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Гжельское чудо“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- обучать составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму;
- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, природе);
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
- развивать мелкую моторику рук, совершенствовать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию детского творчества;
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре;
- воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
Оборудование: Презентация, гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, образцы элементов гжельской росписи, гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.
Ход:
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки,
Не растут нигде красивей.
Воспитатель: Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю посмотреть
на изделия русских мастеров, русских умельцев. Полюбуйтесь красивыми изделиями.
(Дать возможность несколько секунд полюбоваться).
Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”? Знаете, почему? (Выслушать предположения детей). Все эти изделия называют гжельскими по названию небольшой подмосковной (под Москвой) деревушки Гжель. Там живут мастера, которые умеют делать посуду с небесно-голубыми, синими узорами.
– А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети делают предположения.) Почему ты так думаешь? А если по нему тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).
– Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. (Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые) Сверху мастера покрывают изделия глазурью.
– Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– Изделия изготавливаются вручную, а каждый художник расписывает изделие в своей неповторимой манере. И цветы, и капельки, и птицы, и пружинки каждый художник рисует по-своему. Вот и получаются все гжельские изделия одновременно и похожие, и совершенно разные.
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет) Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете.
Воспитатель: Я раскрою вам секрет: посуда, фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Почему так полюбилась Гжель людям : и русским и иностранным жителям? – За необыкновенный цвет, он всегда бело-синий – яркий и звонкий, как колокольчик звенит на морозе или как ручеек журчит быстрый. Поэтому и любят дарить сувениры и посуду на дни рождения и праздники. “Что глянется, к тому и сердце тянется”.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая … (Гжель).
Воспитатель: Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они “улыбались” своей необыкновенной красотой). Гжельские узоры приятно рассматривать. И теперь гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье и даже в интерьере. (Показывать детям изделия).
Зрительная гимнастика: «Глазки»
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам просмотреть маленькую презентацию про гжельские узоры. (Просмотр презентации «Гжель»).
Воспитатель: И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Воспитатель: К работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно размяться.
Физкультминутка: «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник, ("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую. Мы распишем чашку по мотивам гжельской росписи. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей. Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах.
Воспитатель: Перед тем как рисовать, нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Посуда».
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному,
И большую поварешку. начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (разгибать пальчики по одному,
Ложку мы чуть-чуть сломали. начиная с большого)
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Дети самостоятельно работают под музыку. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. (Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в расписывании чашки, следить за осанкой, за техникой исполнения.)
Воспитатель: Дети, каждый из вас расписал одну чашечку, а в целом получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
В добрых руках работа спорится.
Умелые руки не знают скуки.
Воспитатель: А настоящие мастера всегда убирают свои рабочие места. Наведите порядок на столе.