татьяна
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В мире сказок» в подготовительной группе
Воспитатель: Майданова Т. В.
Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.
Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Формировать у детей умение узнавать сказочных героев используя музыкальные, теневые, формогеометрические, цветовые подсказки.
3. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
Публикация «Конспект занятия с элементами ТРИЗ „В мире сказок“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу используя синонимы. В сравнительной характеристике антонимы.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать развивать у детей умение формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Интегрируемые образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.
ФЭМП», «Социализация», «Музыка».
Предварительная работа:
Чтение и анализ народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок».
Материалы:
Музыкальная колонка, цветы-ориентиры, стульчики, магнитная доска, иллюстрации сказок «Колобок», «Гуси-Лебеди», «Репка», изображения нот, изображения теней ковра-самолета, избушки на курьих ножках, волшебной палочки. графический материал, геометрические фигуры.
Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле-ориентир (цветок).
В: «В мире много сказок Грустных и смешных,
Но прожить на свете Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди.
В: Ребята, я предлагаю всем вместе отправиться в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».
В: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —
Ориентир. Дети находят такой же цветок на стульчике и присаживаются.
В: это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались в стране сказок оказались».
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.
В: Дети, посмотрите, в стране сказок безобразничает волшебник. Сказочным героям в сказке «Колобок» он надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только музыку, характеризующую каждого из них. Слушайте внимательно и называйте заколдованных героев.
Звучит аудиозапись различных по тональности мелодий. Дети называют персонажей, по мере правильности ответа нотка переворачивается другой стороной, на которой сказочный персонаж.
В: Ребята, а теперь волшебник приготовил нам новое испытание. В сказочной стране пропало солнце, и мы можем увидеть только тень сказочных сооружений и растений. Попробуем? (Избушки на курьих ножках, волшебной палочки, ковра-самолета)
В: правильно дети — это ковер-самолет! Чем же он хорош?
Д: Он умеет летать, можно быстро добраться до нужного места.
В: А чем плох?
Д: можно упасть во время полета, его надо чистить.
Беседа «Хорошо-Плохо» с проговариванием каждого сказочного элемента.
Физминутка:
Буратино потянулся,
Буратино потянулся.
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся!
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
Не сумели, не беда,
Попрыгаем вместе детвора.
Потянемся, улыбнемся.
В мир сказки снова окунемся.
В: Молодцы! Но волшебник продолжает показывать фокусы. Он всех героев сказки «Гуси-Лебеди» превратил в графические линии. Давайте попробуем расколдовать их? Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией? (показать на волнистую).
Д: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым.
(На доске ломаная линия.).
В: на что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Каким характером обладают персонажи этой линии?
Д: они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: перечислите героев сказки с таким характером
На доске изображения графических линий (прямая, волнистая, ломаная, пунктир. После проговаривания характера героя сказки дети рядом с линией прикрепляют изображение героя сказки схожего своим характером с характеристикой линии). Также ребятам предлагается окрасить каждую линию одним из предложенных цветов в процессе проговорив чем был вызван такой выбор.
В: Молодцы ребята, но, чтобы волшебник не смог нас с вами заколдовать, давайте, добавим себе энергии, здоровья!
Физминутка:
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался. (Дети повторяют описываемые движения.)
В: Ребята, пакости волшебника зашли очень далеко. На этот раз он зашифровал сказку используя геометрические фигуры. Давайте спасем всеми любимую сказку? Уцелела лишь репка, как вы думаете почему?
Д: Потому что она не одушевленная, а все другие герои сказки одушевленные.
В: Правильно ребята, именно поэтому чары волшебника на нее и не распространились. Посмотрите, перед вами геометрические фигуры, давайте вспомним их названия! (Куб, пирамидка, эллипс, шар, параллелепипед). Как вы думаете в кого волшебник превратил наших персонажей?
Д: Куб — это Жучка?
В: Почему?
Д: Потому что она живет в будке, а это куб.
И так далее…
Остальных следует определить основываясь на характеристики геометрической фигуры сопоставляя с характером героя. По мере обоснованного ответа (возможен звуковой эффект). Как итог из заранее приготовленных на картоне аналогичных фигур выложить сюжетный ряд, далее перевернуть и посмотреть совпадают ответы детей с замыслом волшебника.
В: На кого из сказки Репка похож маленький шар?
Д: Мышка, потому что она меньше всех остальных. (И так далее)
Д: замечательно, мы справились.
В: Всех героев мы разгадали
Решение быстро нашли.
Нужно дальше нам идти.
Дети вновь находят на стульчиках свои ориентиры и присаживаются.
В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Цветочки дружно покачались и в группе мигом оказались!
Рефлексия:
В: Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д: Да.
В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
В: Сказки читать — это награда,
Души человеческой отрада.
Ребята, Amazing Agents, вы молодцы!
Горжусь я вами от души!