светлана назаренко
Конспект занятия в младшей группе «Знакомство с самоваром»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к самовару, традициям русского чаепития.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить со старинной посудой – самоваром и его частями : крышкой, ножками, ручкам, кран и чайной посудой.
2. Учить отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.
3. Активировать словарь словами: самовар, ножки, ручки, кран, чайная ложка, чашка, блюдце, название, цвет и форма фруктов.
Публикация «Конспект занятия в младшей группе „Знакомство с самоваром“» размещена в разделах
4. Воспитывать осторожное обращение с самоваром, следить за осанкой детей.
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к русскому фольклору.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, желание быть гостеприимными.
Предварительная работа
2. Рассматривание альбома «Разные самовары», «Угощения к чаю».
3. Просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Муха Цокотуха».
4. Дидактические игры: «Напоим Мишку чаем» и «Чудесный мешочек».
Подготовка воспитателя: продумала сюрпризный момент со сказочным героем Машенькой. Подобрала сказочного героя, иллюстрации: самовара, чашки, блюдца, чайные ложки, заварочный чайник, сушки, печенье, пряники, музыкальное оформление, художественное слово.
Методические приё мы:
1. Игровой: физкультминутка.
2. Наглядный: показ взрослых, самовар.
3. Практический: совместные действия воспитателя и ребёнка, игра с песком
4. Словесные: напоминание, повторения (хоровые и индивидуальные, объяснение, вопросы.
5. Метод проблемного обучения.
Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); игровая, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход:
- Ребята, мы сегодня идем в гости! (Стук в дверь)
- Посмотрите, кто это? (Машенька)
- Вы узнали кто я?
Машенькой зовут меня!
Бабки с дедкой внучка я.
У меня сегодня День Рождения,
Пригласить хочу я всех
Чай попить, поесть варенья,
Будет весело для всех.
Поиграем мы в игру,
А теперь за мной, ребята
В мою русскую избу!
- Ну что, ребята, пойдем в гости к Машеньке! (идем в русскую избу).
- Это моя изба, проходите гости дорогие!
- Ребята, посмотрите, как у Машеньки все убрано и чисто. Стол с красивой скатертью, посмотрите.
- А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
У Маши самовар стоит.
Словно жар горит
Пыхтит т на вас глядит!
- Это русский самовар :
Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий,
Если только захочу
Кипяточку вскипячу!
- Дети в самоваре кипятят воду, для того, чтобы потом заваривать чай и пить его. Он похож на наш чайник, но только самовар намного больше и красивее. У него есть ножки, на которых он стоит. Что есть у самовара?
Загадка: Сверху дыра, внизу дыра
А посередине огонь, да вода.
- У самовара есть крышка, которая открывается, и в него модно налить воду (наливаю воду в самовар).
- Саша, что есть у самовара? (крышка) – Правильно!
- Посмотрите, а это маленький кран, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду) Настя, что это? (кран). Правильно! Молодец!
- Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его.
- Что есть по бокам у самовара? (ручки)
- Вот мы с Машенькой налили воды в самовар и поставили кипятиться. Пока мы будем играть, он закипит.
- Ребята, посмотрите, а что еще стоит у Маши на столе? ( дети перечисляют: чашка, ложка, блюдце).
- А это, дети, заварочный чайник, в нем заварка.
- Кто мне скажет, для чего нужна эта посуда? (спрашиваю 2-х детей)
- Правильно, чтобы пить чай.
- Дети, мы сидели, мы устали,
А теперь все дружно встали
Ручками похлопали, раз, два, три,
Ножками потопали, раз, два, три.
- Мы немного отдохнули, а теперь посмотрите – нам Маша приготовила интересную игру «Чудесный мешочек». Он не простой, в нем что-то лежит. Сейчас я его открою и что-то из него достану. (Открываю мешочек и достаю яблоко, показываю его всем детям.)
- Что это? (Яблоко)
- Какого оно цвета? (Красное)
- Какой формы? (Круглое)
- Давайте с вами понюхаем яблоко (нюхают, вот как оно хорошо пахнет.
Дети подходят ко мне и по очереди достают из мешочка разные фрукты: банан, апельсин, лимон, яблоко. И все вместе называют фрукты и обследуют (трогают, нюхают).
- Молодцы ребятки! Мне очень понравилось, как вы играли и все правильно называли. А сейчас мы эти фрукты, положим на тарелочку и потом скушаем.
Машенька:
- У меня сегодня день рождения!
Приглашаю всех к столу,
Чай пить, поесть варенья
Угощу всю детвору.
- Ой, а про самовар совсем забыли.
А на белой табуреточки,
Да на вышитой салфеточке,
Как на лошади верхом,
Самоварище стоит,
Да никак не закипит.
- Дети посмотрите у нас самовар, сколько стоит, да никак не закипит, давайте спросим, почему он не закипает.
- Самовар, самовар!
Старый медный самовар
Может, стал ты слишком стар?
Все стоишь да пыхтишь,
Все никак не закипишь?
Самовар :
Что вы, что вы
Как не стыдно!
Даже слушать мне обидно
Как сейчас я разозлюсь,
Как сейчас раскипячусь!
Все во мне уже клокочет!
Все кипит «кто чаю хочет»?
Наливай, получай
Самый свежий, вкусный чай!
- Ребята, самовар нас хочет о чем – то еще предупредить.
Самоварище стоит
И детишкам грозит:
«Вы ребята отойдите,
Ручки, ножки берегите,
Я горячий, весь горю,
Ведь обжечь я вам могу!
- Ребята, близко подходить к самовару нельзя, он горячий, трогать его нельзя, потому что можно обжечь руки и ноги. Нужно обращаться с ним очень осторожно!
Машенька:
- Вы хотите вкусного чая? Тогда садимся потихоньку за стол и не разговариваем.
- Вот и праздновать пора
Чай пить – это не игра!
Надо ровненько сидеть
В свою чашечку глядеть
Не вертеться за столом,
И пить чай с пирогом!
(дети пьют чай с пирогом, конфетами, пряниками).
- А теперь давайте скажем Машеньке: спасибо за угощение, еще раз поздравляем тебя с Днем рождения!
- Мы дарим тебе эту корзиночку, чтобы ты ходила с ней в лес по грибы и по ягоды.
- Вот мы и побывали в гостях у Маши.
- Понравилось вам? (ответы детей)
А сейчас мы пойдем домой. (дети прощаются с Машенькой и уходят в группу)
Продолжение на улице с песочными формами «Угощенье к чаю»