Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в логопедической группе по теме «Домашние животные»
Конспект занятия в логопедической группе по теме
Тема занятия : Употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-. Образование существительных у уменьшительно- ласкательными суффиксами.. Употребление в речи глаголов единственного и множественного числа.
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе по теме „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить). Совершенствование грамматического строя ре-чи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-. Образование существительных у уменьшительно- ласкательными суффиксами.). Образование единственного и множественного числа глаголов. Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания. Актуализация номинативного словаря по теме «Домашние животные». Расширение словаря глаголов по теме «Домашние животные».]
Игра «Кто как подает голос?»
Логопед. Как подает голос собака?
Дети. Она лает.
Логопед. А кошка?
Дети. Она мяукает.
Логопед. А свинья?
Дети. Свинья хрюкает.
. Что делает корова?
Дети. Корова мычит.
Логопед. Как подает голос лошадь?
Логопед. Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?
Дети. Лошадь ржет.
Логопед. Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?
Дети. Овца блеет.
Логопед. Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.
2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи. ]
Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением дом. животных
Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши : коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.
Логопед. Каких домашних животных можно считать крупными?
Дети. Корову и лошадь.
Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.
1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.
2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.
Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети. Овцу, барана, козу, свинью.
Логопед. Какую пользу приносят эти животные?
3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть.
4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.
Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?
Дети. Собаку и кошку.
Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.
1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.
2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.
Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?
Дети. Нужные.
Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?
Дети. Полезные.
3. Игра «Скажи ласково»
Корова- коровушка
Теленок- теленочек
Овца- овечка и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением. ]
Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на
Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, па каждое
Масла, простоквашки, название молочного продукта.
Молока для кашки. Снова «доят».
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Чешская песенка
5. Расширение глагольного словаря по теме. Игра «Кто больше соберет слов» (по командам).
Что делает собака? — Лает, ест, бегает, лежит, грызет, сторожит, сидит,
Что делает кошка? — Лакает, мяукает, лежит, сидит, мурлычет, лижет.
Что делает корова?
А если животных много?
Что делают кошки? – лакают, лижут, мяукают, сидят
Что делают собаки? Что делают коровы?.
7. Упражнение «Телеграф». [Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]
Л: знаете ли вы, как называется детеныш коровы?
Дети. Теленок.
Логопед. Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.
Дети. Те-ле-нок.
Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предварительно логопед выясняет, чьи это детеныши.
8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -опок-, -енок-, -ат-, -ят-).]
Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер, потянуться, а потом сесть по-турецки.
Логопед. Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».
На подворье нашем
Овцы и барашек,
Хрюшка с поросенком
И коза с козленком,
Добрый пес Трезорка
И корова Зорька,
Кролики, крольчата,
Лошадь, жеребята.
Все они хорошие,
Я их всех люблю.
Кроликов я травкою
Утром покормлю.
Г. Ладонщиков
О ком это стихотворение?
Дети. О домашних животных.
Логопед. Перечислите их названия.
Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.
Логопед. Хорошо. А теперь перечислите детенышей домашних животных, о которых говорится в стихотворении.
Дети. Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)
Логопед. Молодцы!
9. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей. ]