Крикун
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности (6–7 лет) «Космический полёт. Дифференциация звуков [с]-[ш]«
▼ Скачать
Конспект занятия по дифференциации звуков С - Ш
на тему: «КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЁТ».
(для детей подготовительной логопедической группы)
Цель: Дифференциация звуков и букв «С-Ш»
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
• закрепить элементарные знания о космосе,
• закрепить умение различать звуки с – ш в слогах и словах;
• совершенствовать грамматический строй речи,
Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности (6–7 лет) „Космический полёт, Дифференциация звуков [с]-[ш]„» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• совершенствовать навык слогового анализа;
• активизировать в речи наречия, выражающие пространственные отношения;
• развивать диалогическую речь;
• закреплять умение чётко произносить отработанный звук.
- Коррекционно-развивающие:
• развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание;
• закреплять навык подвижности органов артикуляции.
- Коррекционно-воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности;
• формировать умение поддерживать беседу.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о космосе, рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, выставка рисунков на тему «Космос».
Оборудование:
• логопедическое пособие для артикуляционной гимнастики «Ротик»,
• интерактивная доска,
• детали ракеты,
• звёзды на магнитах,
• два круга на магнитах: синий и сине-зелёный,
• письмо от звездочёта,
• мяч.
• стулья по количеству детей,
• канат и кубики.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно и что там написано. (Логопед вскрывает и зачитывает письмо).
Логопед: Здравствуйте, дети группы «Цветик семицветик». Я – Звездочет, считаю звезды на небе, слежу за ними и изучаю их. Но случилась беда, звезды пропали. Присылаю фрагмент неба в ваш детский садик, решите все задания и тогда звезды вернутся на свои места. Ваш друг, Звездочет.
(Логопед вешает на доску темно-синий лист).
Логопед: Ребята, посмотрите, звезды и правда пропали. Поможем Звездочету? Тогда приготовьтесь выполнять задания.
2. Основная часть.
1) Артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа:
Логопед: «Ребята! Наступила весна, уже апрель месяц. Какой праздник отмечала нашастрана 12 апреля?». Верно. Аназовите первого космонавта Земли.
Молодцы! А вы знаете, каким должен быть космонавт? (смелый, умный, сильный и т. д.) А ещё они все хорошо и чётко говорят. Давайте мы тоже с вами сейчас разомнёмся.
Мы ладошки разотрём, Дети растирают ладони.
Щёчки сильно мы потрём. Потереть щёки.
Подбородочек погладим, Ладонями погладить подбородок.
Ну, и губки покусаем. Покусать нижнюю губу
Широкий заборчик покажем, Упражнение «заборчик»
Губы трубочкой потянем. Упражнение «трубочка»
За нижними зубками почистим «почистить язычком за нижними зубами»
И за верхними зубками почистим. «почистить язычком за верхними зубами»
2) Игра: «Умники» (уточнение и обобщение по теме:Космос)
Логопед: Чтобы космонавтом стать, надо очень много знать! А знаете ли вы:
1. А кто первыми отправились в космическое путешествие? (собаки:Белка и Стрелка)
2. Как звали первого космонавта? (Юрий Гагарин)
3. Сколько всего планет в нашей солнечной системе? (всего 9 планет)
4. Как называется третья планета от солнца? (третья планета называется Земля)
5. А кто мне назовёт спутник Земли? (спутник Земли – Луна)
6. А что такое Солнце? (это звезда)
7. Какая планета самая большая? (самая большая – Юпитер)
Логопед: Молодцы! Ум мы свой потренировали. Вы заслужили первую звезду. Давайте вернём её на место. Остальные звёзды нужно искать в космосе. Как вы думаете, на чём мы туда полетим? (ракете) Верно. Давайте построим ракету из каната и кубиков?
3) Релаксация:
Логопед: Теперь проходите и встаньте усвоим мест в ракете. Помните, что в полёте для всех главным является дисциплина. (дети заходят в построенную ракету)
Начинаем все вместе обратный отчёт с 5. (5, 4, 3, 2, 1, старт)
Быстро скорость набираем. Дружно вместе пролетаем над лесами, над полями, над горами и морями. (Поднимают руки вверх, затем в стороны, вверх, вниз, вверх и волна). Вот мы и в космосе.
4) Характеристика звуков.
Логопед: Наш друг, звездочёт, увидел в своём телескопе какие-то две странные планеты. Давайте подлетим к ним поближе.
На доске два круга (синий и сине-зелёный).
На этих планетах живут звуки. Какие именно вы сейчас поймёте. Слушайте мою подсказку: «губы улыбаются,зубы заборчиком», «язык прячется за нижними зубами»,«струя воздуха идёт по серединке, холодная».
Логопед : Какой это звук? «Звук С звонкий или глухой?» (глухой, горлышко не дрожит)
Логопед :А когда мы произносим второй звук, губы вытягиваются вперёд трубочкой, зубы заборчиком, язычок за верхними зубами. Что это за звук? Какой он: звонкий или глухой? (глухой, горлышко не дрожит) Как вы думаете, на какой планете живёт каждый из этих звуков? (звук Ш- на синей, звук С- на сине-зелёной) Почему?Молодцы!
5) Графический диктант (запись букв при помощи черточек и кружочков)
Логопед: Это, оказывается, звуки забрали все звёзды. Они решили с нами поиграть и вернут нам звёзды, если покажем какие мы умные и ловкие. Первая игра «Диктант». Нам нужно пройти за стол. Я буду называть звук С или Ш, а вы записывать кружочек или черточку.
Ш, С,С, Ш, С, Ш, Ш, С
Дети пишут: 0--0-00 -
Молодцы! Вы заработали ещё одну звезду.
6) Дифференциация звуков С-Ш в слогах «Космическое эхо»
Логопед : Ребята, я что-то слышу. Встаньте и подойдите ко мне. Из космоса доносятся какие-то звуки, я вам буду говорить, а вы повторяйте:
Ша-са-са
шу- су-шу
сы-сы-ши
шо-со-шо
ше-ше-се
Дети повторяют по одному, хлопая в ладоши.
Логопед: Отлично! Ещё одна звезда вернулась к нам.
7)Дифференциация звуков С-Ш в словах «Меняй и не зевай»
Логопед: Продолжаем мы играть. Теперь нашим звукам на месте не сидится. Они решили вас запутать и поменять. Я буду называть вам слова и бросать мяч, а вы замените звук С на Ш. Вернём всё на места.
САПКА-ШАПКА СУБА-ШУБА КАСА-КАША
СОК-ШОК МАСЫНА-МАШИНА ПУСКА-ПУШКА
САЙБА-ШАЙБА САРЫ-ШАРЫ КОСКА-КОШКА
СЫНА-ШИНА МЫСЫ-МЫШИ ДУС-ДУШ
Логопед: Здорово! За эту игру нам звуки возвращают ещё одну звезду.
8)«Физкультминутка». «Космонавт»
Логопед: Теперь, ребята, давайте покажем, как космонавты должны тренироваться.
Космонавты все отважны! (шаг на месте)
Тренировки- вот что важно:
Руки вверх, руки вниз, (движения по тексту)
На носочках потянись,
Руки в стороны, пошире,
И присели, три-четыре.
9)Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Молодцы! Ну что же, ребята, нас ждет следующая игра. Давайте сядем за столы. Чтобы вы лучше справились с заданием, я предлагаю вам размять наши пальчики.
В тёмном небе звёзды светят. (сжимать, разжимать кулачки)
Космонавт летит в ракете. (ладони соединены под острым углом)
День летит и ночь летит (указательным и большим пальчиками сделать
И на Землю вниз глядит. «очки» возле глаз)
Видит сверху он поля (загибать по одному пальчику на обеих руках)
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной. (ладонями изобразить шар)
10)Письмо букв по перфокартам.
Логопед: А теперь у вас очень интересное задание. Мы нарисуем карты звёздного неба. Соедините звёзды.
(Раздаю перфокарты и тёмно-синие карандаши. Одним детям даю задание нарисовать звезды только у тех картин где есть звук Ш, другим - звук С.)
Дети выполняют.
Логопед:Давайте посмотрим на ваши звёздные карты. Скажите, на какие буквы они похожи. Поднимите звёздные карты у кого получилась буква С, а теперь букву Ш.
Отлично! Мы вернули ещё одну звезду.
11)Разгадывание ребуса.
Логопед: У нас осталась последняя звезда. Наши звуки предлагают нам разгадать загадку. Перед вами пронумерованные буквы. Расставьте из в нужном порядке, чтобы получилось слово.
НУЛА
3 2 1 4
Дети выполняют задание на листочках.
Логопед: Какое получилось слово? (ЛУНА) Здорово! Вот мы и собрали все звёзды.
12)Фонематический разбор слова: ЛУНА.
Логопед: Нам нужно скорее в детский сад, чтобы звёзды вернуть на небо. Но звуки нас просто так не отпустят. Мы должны сделать разбор слова ЛУНА.
Дети самостоятельно выполняют разбор этого слова.
3. Итог занятия.
Логопед:Теперь мы можем возвращаться в детский сад. Встаньте около своих стульчиков. Руки вверх мы поднимаем и вместе сосчитаем. Один, два, три, четыре, пять, вот и вернулись мы назад. Подойдите к нашему звёздному небу. Давайте вернём все звёздочки на места. (дети крепят звёзды на магнитную доску) Наш друг звездочёт вам очень благодарен и передаёт вот такие медали каждому. Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, а что было очень сложно? (ответы детей)