Виктория Волгина
Конспект занятия учителя-логопеда в музее «Край, в котором мы живем» с детьми подготовительной группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда в музее ДОУ "Край, в котором мы живем" с детьми подготовительной группы с ТНР
Учитель-логопед: Волгина Виктория Николаевна
Возраст детей: группа старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет)
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России, «малой Родине».
Публикация «Конспект занятия учителя-логопеда в музее „Край, в котором мы живем“ с детьми подготовительной группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Задачи:
Образовательные:
• Активизировать знания детей по темам: «История моей страны», «Государственная символика России», «Мой адрес – Ленинградская область», «Моя «малая Родина»;
• Учить детей ориентироваться на карте мира, карте России, карте Ленинградской области, карте мкрн. Южный г. Всеволожск;
• Дать представление о многообразии стран и их флагах, о различных городах и районах и их гербах;
• Формировать понятие «почтовый адрес».
Развивающие:
• Развивать аналитические способности детей такие, как умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
• Развивать логическое мышление, познавательный интерес;
• Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
• Развивать внимание, память.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;
• Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;
• Воспитывать нравственные качества, такие как сочувствие, желание помочь, уважение других, вежливость, толерантность.
Обогащение и активизация словаря:
- Герб - отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба, его характерные особенности;
- Район - небольшая территория земли внутри области или внутри крупного города;
- Микрорайон - небольшая часть какого-либо района, представляющая собой единство в каком-либо отношении;
- Достопримечательность - место или предмет, заслуживающий особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств;
- Адресат (или получатель) — человек или организация, которым адресовано почтовое отправление.
- «Малая Родина» – это то место, где ты родился и вырос, где впервые осознал себя пусть маленькой, но личностью. Семья, родительская любовь, все детские ощущения, этапы взросления и познания мира, становление характера, да в общем-то и судьбы, вложены в это понятие.
Предварительная работа:
Учитель-логопед:
• Планирование организованной деятельности;
• Разработка и написание конспекта;
• Изготовление дидактических игр;
• Подборка видео – презентаций и музыкального сопровождения;
• Подготовка наглядного материала, пособий;
• Подборка загадок по теме.
С детьми:
• Тематические недели: «История моей страны», «Государственная символика России», «Народы России и нашего края», «Мой адрес – Ленинградская область», «Моя «малая Родина», патриотический вечер;
• Просмотр презентаций: «Символы России», «Бабочка над заливом», «История России», «Национальные костюмы народов России»;
• Прослушивание гимна России, гимна Ленинградской области, песен «У моей России», «С чего начинается Родина», «Широка страна моя родная»;
• Просмотр мультфильмов «Илья Муромец (пролог)», «Илья Муромец и соловей разбойник», мультфильмы по сказкам народов России из серии «Гора самоцветов», «Жили-были матрешки»;
• Чтение сказки «Три богатыря», карельские сказки, В. Степанов «Российская семья», П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной», чтение главы из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем», рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество – Родина-мать».
• Репродукции картин В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри»
Материалы для занятия:
• Глобус
• Карта мира, карта России, карта Ленинградской области, карта Всеволожска, карта мкрн. Южный;
• дидактические игры;
• Картинки - достопримечательности г. Всеволожск
• Фонограмма – гимн России, африканский танец
• Матрешка
• Костюм папуаса
Ход проведения:
Выполняется ритуал – утреннее приветствие. (Дети встают в круг)
Здравствуй, правая рука, (протягивают вперед правую руку)
Здравствуй, левая рука, (протягивают вперед левую руку)
Здравствуй, друг, (берутся одной рукой с соседом)
Здравствуй, друг, (берутся другой рукой с соседом)
Здравствуй, здравствуй, дружный круг. (качают руками)
Мы идем, рука в руке,
Вместе мы большая лента. (ходят по кругу (хоровод)
Можем маленькими быть, (приседают)
Можем мы большими быть. (встают, тянутся вверх)
Но один никто не будет (хлопают в ладоши)
Дети рассаживаются. Открывается дверь в группу и заходит папуас.
Папуас: протягивает навстречу обе руки ладонями вверх и дует на них. Говорит на непонятном языке.
Логопед: Ребята, это какой-то иностранец, по счастливой случайности, я знаю этот язык и смогу вам перевести. Сейчас я узнаю, кто он, и как здесь оказался.
Воспитатель говорит на непонятном языке с иностранцем, слушает ответ и переводит ребятам.
Логопед: Ребята, это Зэмба из племени Мумба – Юмба, который живет в Африке. Вот его семья (показывает фотографию семьи, которую дал ей Зэмба). Отправился он в гости к своему другу в Америку, да видимо сел не на тот самолет. Друг будет ждать, встречать, самолет прилетит, а его нет. Он очень расстроится, будет переживать.
Логопед: Дети, как мы можем помочь Зэмбе?
Дети: Надо позвонить другу по телефону. Воспитатель переводит Зэмбе, тот отвечает.
Логопед: Зэмба говорит, что он не знает, что такое телефон, потому что там, где он живет, нет телефонов.
Дети: Надо написать письмо и отправить его по почте.
Логопед: Ребята, что нужно знать, чтобы отправить письмо? (ответы детей). Подвести детей к тому, что нужно знать адрес получателя письма и адрес отправителя.
Логопед: Тогда надо ему объяснить и показать, где он находится.
Папуас что-то говорит, дирижируя.
Логопед: Зэмба говорит, что когда самолет приземлился, в аэропорту он услышал торжественную красивую музыку, которая ему очень понравилась. Вы не знаете, что он мог услышать, что это за музыка?
Подвести детей к ответу, что это гимн России.
Логопед: Сейчас мы включим наш гимн, и спросим у Зэмбы, его ли он слышал.
Звучит гимн России. Папуас оживляется и что-то говорит.
Логопед: Зэмба говорит, что именно эту музыку он и слышал. Сейчас я ему скажу, что это гимн России. Говорит с папуасом на непонятном языке, папуас отвечает.
Логопед: Зэмба говорит, что не знает, что такое Россия, и где она находится. Давайте мы ему покажем на карте мира (глобусе, где находится Россия.
Все подходят к карте мира, воспитатель предлагает детям показать на карте Россию. Зэмба указывает пальцем на Африку и что-то говорит.
Логопед: Зэмба показал, где он живет, и говорит, что наша страна очень большая, он очень хотел бы узнать о ней, чтобы потом рассказать своей семье и другу. Давайте для начала мы вспомним, какие государственные символы есть у России.
Дети: Герб, флаг, гимн.
Логопед: Очень хорошо. Гимн мы уже слышали. Кто изображен на гербе России? (педагог показывает герб России и спрашивает у детей, что он символизирует).
Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие независимость всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
А какой у нас флаг? Давайте мы покажем его Зэмбе.
Дидактическая игра «Найди флаг России»
Перед детьми разложены изображения флагов разных стран, похожих по цветам на российский флаг.
Логопед: Здесь так много флагов, все перепуталось. Где же наш флаг.
Дети выбирают флаг России. Сравнивают с другими флагами. Объясняют, чем флаги похожи, чем наш флаг отличается от других.
Логопед: Что символизируют три цвета нашего флага? (ответы детей)
Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
Синий - цвет веры и верности, постоянства;
Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Наш флаг имеет три цвета, поэтому и называется триколор (по-английски color-это цвет)
Логопед: Молодцы, ребята! А кто руководит нашей страной?
Дети: Президент Владимир Владимирович Путин (демонстрация фото).
Логопед: Посмотрите, ребята, вот наша карта России. Вы назвали официальные символы нашей страны – герб, флаг, гимн. А чем еще знаменита и славится наша страна? Давайте расскажем Зэмбе.
Дидактическая игра «Символы России»
Перед детьми магнитная карта России и различные картинки с символами России и других стран. Дети подбирают картинки, относящиеся к России, и приклеивают их на карту. С детьми обсуждается проделанная работа, проговаривается каждый шаг. Почему они выбрали именно эти символы, а не другие?
Логопед: Вот какой коллаж у нас получился для Зэмбы, теперь, глядя на него, он сразу поймет, какая знаменитая у нас страна Россия, чем она славится.
Логопед: Ребята, теперь Зэмба знает, что он находится в России. Этого достаточно, чтобы написать адрес на конверте? (Нет) Давайте теперь перейдем к политической карте России и покажем, где он находится в России.
Дети подходят к политической карте России, рассматривают. Логопед зачитывает загадку.
Логопед: Территорию страны
Вы, ребята, знать должны,
Чтобы письма всем писать,
Чтоб посылки отправлять.
Область есть Рязанская, Тверская,
А у вас она какая?
Дети: Ленинградская.
Логопед предлагает вспомнить, на что похожа наша область, рядом с каким городом находится, рядом с каким заливом, дети отвечают и находят на карте Ленинградскую область.
Логопед: Посмотрите, как выглядит герб Ленинградской области. Ключ в гербе символизирует стратегическое положение региона на северо-западе России. Через Ленинградскую область Россия получила выход к Балтийскому морю, когда Пётр I «прорубил окно в Европу». Серебряный якорь указывает на морские порты. Зубчатая стена олицетворяет крепости, расположенные в Ленинградской области. Давайте послушаем отрывок гимна Ленинградской области.
Логопед: - Молодцы, ребята! Теперь Зэмба уже знает, что находится в России в Ленинградской области. Это полный адрес? ответы детей.
Логопед: - Давайте теперь покажем Зэмбе, где конкретно в Ленинградской области он находится. Для этого нам понадобится карта Ленинградской области.
Дети рассматривают магнитную карту.
Логопед: А что это за разноцветные заплатки на карте? (ответы детей)
Логопед: Правильно, ребята, это районы Ленинградской области. Посчитайте, сколько их всего. (17). А как называется район, в котором мы живем? (Всеволожский)
Логопед: У каждого района Ленинградской области есть свой герб (свой символ, давайте сейчас попробуем его найти.
Дидактическая игра «Найди герб Всеволожского района»
На магнитной карте Ленинградской области наклеены магниты с гербами районов. Они должны найти герб Всеволожского района и объяснить, что он символизирует.
Логопед: Ну вот, мы и определили, где на карте Ленинградской области находится наш Всеволожский район. Ладья под парусом символизирует муниципальное самоуправление, сплоченность местного общества, древний ладожский путь. Разорванное кольцо символизирует прорыв Блокады Ленинграда, совершенный на Всеволожской земле. По земле Всеволожского района во время Великой Отечественной войны 1941-1945 проходила знаменитая "дорога жизни". Монумент в память об этом (на берегу Ладожского озера) сделан в виде разорванного кольца.
Дети показывают Всеволожский район на карте
Логопед: Очень хорошо, ребята! Давайте повторим, какой адрес у нас получился?
Дети: Россия, Ленинградская область, Всеволожский район.
Логопед: - Ребята, давайте немного отдохнем, отвлечемся и поиграем с нашим новым другом в русскую народную игру «Тень-потетень».
Музыкальная игра «Тень-тень, потетень»
Логопед: Вот мы и размялись, отдохнули, можем продолжать. Давайте повторим, какой адрес у нас получился (повторяют). Уже можно отправлять письмо? (ответы детей). Скажите, раз район называется Всеволожский, то как называется его главный город? (Всеволожск). Это наш родной город, наша «малая Родина». Давайте познакомим Зэмбу с нашим родным городом поближе. Давайте вспомним герб города Всеволожск.
Дидактическая игра «Найди листочки»
Учитель-логопед показывает детям листья деревьев. Дети должны выбрать только те, что расположены на гербе города Всеволожск - дуб и лавр.
Игра «С какого дерева листок»
Кленовый, березовый, осиновый, рябиновый, каштановый, липовый, дубовый, лавровый.
Логопед: (показывает герб Всеволожска) Почему именно листы этих деревьев на гербе? Что они символизируют? (ответы детей).
Княжеская корона указывает на род князей Всеволожских, которым город обязан своим именем. Дубовый и лавровый листы (центральная часть композиции монумента, установленного во Всеволожске на Дороге жизни, стоящие на золотом пламени, являются символами нерушимости, могущества, непобедимости и победы в период военных лет.
Логопед: В каждом городе есть знаменательные, памятные места, и наш город Всеволожск не исключение. Предлагаю показать и рассказать о них Зэмбе.
Игра «Собери пазл»
Дети собирают разрезные картинки, рассказывают про памятники
1. Памятник князю Всеволожскому-основателю города
2. Разорванное кольцо- символ прорыва блокады Ленинграда
3. Цветок жизни – памятник, установленный в память о детях, погибших в годы Великой Отечественной Войны
4. Дуб и Лавр – монумент, герб Всеволожска
Рассматривают экспозицию музея, находят знакомые памятники.
Логопед: - Очень хорошо, ребята! Вот мы и определили еще одну составляющую адреса. Что у нас получилось?
Дети: Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск.
Логопед: Ребята, теперь это полный адрес или чего – то не хватает? (ответы детей). У нашего города тоже есть районы, только маленькие и называют их микрорайонами. Как называется наш микрорайон? (Южный). Давайте проведем экскурсию для Зэмбы по нашему микрорайону, расскажем и покажем, что у нас есть.
Карта микрорайона Южный с фотографиями.
Дети рассказывают и показывают Зэмбе, что есть у нас в микрорайоне, и где находится наш детский сад.
Логопед: Ребята, а как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Московская). Если дети не знают, подсказать.
На каждой улице стоят дома, как почтальон определяет, в какой именно дом нужно доставить посылку или письмо? (ответы детей). Подвести детей к ответу про номера домов. Предложить назвать номер дома, в котором расположен детский сад. Если дети затрудняются, то можно загадать математическую загадку или решить пример.
-Это номер между 22 и 24.
Логопед: - Давайте теперь еще раз вспомним, какой адрес у нас получился.
Дети: - Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, микрорайон Южный, улица Московская, дом 23.
Логопед: Как называется наш детский сад? МОБУ «СОШ «Всеволожский центр образования».
Логопед: Но еще надо знать индекс. Индекс - последовательность букв или цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения сортировки почтовых отправлений, в том числе автоматической. В настоящее время подавляющее большинство национальных почтовых служб использует почтовые индексы. Наш почтовый индекс 188645.
Вариант 1. Дети копируют индекс по образцу
Вариант 2. Каждый ребенок (6 детей) берет цифру и выстраивается в соответствии с последовательностью цифр.
Логопед демонстрирует конверт с написанным полным адресом.
Логопед: Вот какой длинный адрес у нас получился. Зато теперь Зэмба сможет написать письмо и отправить своему другу, и если что-то случится, то письмо не потеряется, а просто вернется на адрес, откуда письмо было отправлено, то есть к нам в детский сад. Сейчас я переведу Зэмбе полный адрес (отдают конверт Зэмбе).
Папуас: Спасибо, ребята! Пока вы мне рассказывали про свою страну, я немного выучил русский язык и могу вас понимать. Как мне вас отблагодарить за помощь? Ааа, знаю, я научу вас танцевать свой национальный африканский танец, чтобы и вы смогли немного узнать про мою Родину.
Танец с папуасом. Фото на память.
Логопед: Какой замечательный танец, спасибо! Мы с ребятами в знак нашей дружбы хотим подарить тебе на память один из символов России – матрешку. Ты сможешь отвезти ее на Родину, показать своей семье, рассказать о своем путешествии и вспоминать нас. Давайте сделаем общее фото на память.
Папуас прощается, уходит.
Рефлексия: учитель-логопед предлагает вспомнить ребятам все задания, рассказать, какое задание показалось самым сложным, а какое самым интересным.