Мария Мартьянова
Конспект занятия «Твердое — жидкое»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие представлений о плавании льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия "превращения". Материал: Кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинка с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.
Ход занятия
Педагог показывает детям картинку с изображением зимы и спрашивает:
- Что это за время года?
Дети: зима
В: а здесь какое время года (показывает картинку с изображением лета).
Д: Лето
Темочки:
В: Скажите, зима сразу превратится в лето?
Д: Нет, сначала зима, потом весна, потом лето.
В: Весной бывает холодно?
Д: да.
В: А тепло бывает?
Д: да.
Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это и зима, и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло – солнышко светит, снег и лед начинают таять, все теплее и теплее на улице. А потом наступает …. (ЛЕТО). После лета наступает… (ОСЕНЬ). Осенью все холоднее и холоднее на улице, но иногда еще бывает тепло Осень – это уже не лето, но еще не зима – осень это и зима, и лето одновременно. А что бывает зимой? (СНЕГ, ЛЕД).
В: Кто мне скажет, лед похож на камень? Лед какой? (ХОЛОДНЫЙ, ТВЕРДЫЙ). Давайте изучим лед и решим, на что он похож».
Педагог раздает детям кусочки льда и камушки. Спрашивает: «Что это перед вами?»
Д: Лед, камушек.
В: Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом можно постучать? Постучите по столу камешком, потом льдом. Какие они: камешек и лед?
Д: Твердые.
В: теперь попробуйте сквозь кусочек льда посмотреть на свой пальчик. Возьмите лед, приложите его к глазу, посмотрите на пальчик. Вот так. (показать).
Дети смотрят сквозь лед на пальчик.
В: Видели пальчик? А теперь попробуйте также посмотреть через камешек. Что вы Видите?
Д: Ничего не видно.
В: Так чем отличаются камешек и лед?
Д: Лед прозрачный, а камешек не прозрачный.
Физкультминутка. Слова сопровождаются движениями.
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили.
А еще с горы катались.
А потом в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли
Педагог раздает детям стаканы с водой и молоком.
В: Что можно сказать про воду и молоко? Можно посмотреть сквозь молоко? Ну-ка, попробуйте.
А сквозь воду можно посмотреть? Что мы скажем про воду и молоко?
Д: Вода прозрачная, а молоко не прозрачное.
В: и так, вода прозрачная, как и лед. Давайте сравним лед и воду Кто скажет, какой лед? (ТВЕРДЫЙ). А вода какая? Давайте потрогаем воду и проверим.
Дети пробуют потрогать воду.
В: Ну что, получается? Можно потрогать воду. Пальцы проходят сквозь воду, и никак нельзя его пощупать. Что же можно сказать про воду?
Д: Она жидкая.
В: Итак, лед твердый, вода жидкая. Что еще бывает жидким? (Компот, кисель, суп). А что бывает твердым? (Камнь, дерево). Где мы можем увидеть воду? На улице можем? (Да, когда идет дождь). А еще вода есть в речках, озерах, в море.
(Демонстрирует картинку, на которой изображен корабль на волнах.) В водопадах вода падает с большой высоты. (Демонстрирует картинку с водопадом.) Там, где много воды всегда есть волны. Давайте посмотрим на волны.
Дети окружают воспитателя, перед которым на стульчике стоит тазик с водой, и наблюдают «волны».
В: А теперь мы пощупаем лед и воду.
Кладет в тазик большой кусок льда. Лед плавает в оде. Дети трогают лед и воду.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника». Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., !Детское экспериментирование» изд. Педагогическое тв-во России, 2003г
3. Х. Идом, М. Баттерфилд, м. Анунин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой. Домашняя лаборатория.