Дина Савинова
Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Твердое — жидкое» (свойства воды)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Твердое – жидкое.
Цель: Формирование представлений о твердых веществах и жидкостях.
Задачи:
1. расширять представления об окружающем мире, закреплять знания о твердых веществах и жидких ;
2. развивать интерес к новому, развивать внимание, логическое мышление:
3. воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, культуру общения со сверстниками.
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога с детьми „Твердое — жидкое“ (свойства воды)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Материалы и оборудование: у детей кусочки льда, камешки, стаканы с молоком, стаканы с водой, тарелочки. У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.
Работа над словарем: зима – лето, холодно – тепло, твердое – жидкое, прозрачное – непрозрачное.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадки:
Снег на полях,
Лед на реках.
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зимой)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно. (лето)
Педагог показывает картинку с изображением зимы и спрашивает:
- Что это за время года? (Зима)
- А здесь, какое время года? (Показывает картинку с изображением лета) (Лето).
- Скажите, зима сразу превращается в лето? (Нет, сначала зима, потом будет весна, потом лето).
- Весной бывает холодно? (Да).
- А тепло бывает? (Бывает).
Воспитатель: Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это и зима и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло – солнышко пригревает, снег и лед начинают таять, на улице становится все теплее и теплее. А потом наступает… (Лето). После лета приходит… (Осень). Осенью на улице становится все холоднее и холоднее, но иногда бывает и тепло. Осень - это уже не лето, но еще и не зима. Осень – это и зима, и лето одновременно.
- А что бывает зимой? (Снег, лед).
- Как вы думаете, лед похож на камень? Лед какой? (Холодный, твердый).
- Давайте изучим лед и решим, на что он похож.
Воспитатель раздает детям тарелочки с кусочками льда и камешками.
- Что это перед вами? (Лед, камешек).
- Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом? Попробуйте, постучите по столу сначала камешком, а потом льдом. Какие они? (Твердые).
Теперь попробуйте посмотреть сквозь кусочек льда посмотреть на свой пальчик. Возьмите лед приложите его к глазу, посмотрите на пальчик. Вот так. (Показывает).
Дети смотрят сквозь лед на пальчик.
Воспитатель: Увидели пальчик? А теперь попробуйте посмотреть также через камешек. Что вы видите? (Ничего не видно).
- Чем отличаются лед и камешек? (Лед прозрачный, а камешек непрозрачный).
Воспитатель раздает детям стаканы с водой и молоком.
Воспитатель: Что можно сказать про воду и молоко? Можно посмотреть сквозь молоко? Давайте попробуем! А сквозь воду можно посмотреть? Что мы скажем про воду и молоко? (Вода прозрачная, молоко непрозрачное).
- Итак, вода прозрачная, как и лед.
- Давайте сравним лед и воду. Кто скажет, какой лед? (Твердый, холодный). А вода какая? Давайте потрогаем воду и проверим. (Дети трогают воду.)
Воспитатель: Ну что, получается, можно потрогать воду? Пальцы проходят сквозь нее и воду нельзя пощупать. Что можно сказать про воду? (Она жидкая). Итак, лед твердый, вода жидкая. Что еще бывает жидким? (Сок, компот, кисель, суп).
- А что бывает твердым? (Камень, дерево, железо).
- Где мы с вами можем увидеть воду? (В кране, в луже, в речке, в море).
- На улице можно увидеть воду? (Да, когда идет дождь).
Воспитатель: Вода есть в речках, озерах, в море. (Показывает картинку с изображением корабля на волнах). В водопадах вода падает с большой высоты. (Демонстрирует картинку с водопадом). Там, где много воды, всегда есть волны. Давайте посмотрим на волны.
Дети окружают воспитателя, перед которым на столе стоит тазик с водой, и наблюдают «волны».
- А теперь мы пощупаем лед и воду. (Кладет в тазик большой кусок льда и предлагает детям потрогать лед и воду). Дети играют со льдом и водой.
В вечернее время детям предлагается понаблюдать за таянием льда в воде.
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на замерзшие лужи, предлагает потрогать лед пальчиком, постучать по нему палочкой, камешком.
Взаимодействие с семьей.
При купании ребенка в ванне предложить провести эксперимент: пусть ребенок резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзает и превращается в лед. Вода может быть твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: горячая или холодная. Лед твердый, как камень. Лед тает и превращается в воду.