Ирина Гайдаш
Конспект занятия «Транспорт» для детей с ОНР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Транспорт» для детей с ОНР в старшей группе
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Публикация «Конспект занятия „Транспорт“ для детей с ОНР в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Цели: развивать внимание, мышление; познакомить детей с возникновением различных видов транспорта; закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Планируемые результаты: различает виды транспорта, понимает необходимость соблюдения правил дорожного движения,
уважает труд людей, связанных с транспортом; способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Оборудование: картинки с изображением транспорта или мультимедийная презентация; счетные палочки, геометрические фигуры; аудиозапись звуков, издаваемых транспортом.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом; рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», картинок с изображением транспортных средств; беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.
Ход деятельности
I. Организационный момент.
- Дети, я прочту вам отрывок из сказки «Тараканище» Кор-
нея Ивановича Чуковского, а вы внимательно послушайте:
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле, львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
- Так на чем же ехал каждый герой сказки? (Медведи - на велосипеде, зайчики - в трамвайчике, жаба - на метле, комарики -на воздушном шарике.)
- Скажите, а вы на чем добрались в детский сад? (На троллейбусе, маршрутном такси, на личном папином или мамином автомобиле.)
- Как можно назвать все, что вы перечислили, одним сло-
м? (Транспорт.)
II. Рассматривание картинок.
На доске демонстрируется наглядный материал с различными видами транспорта.
- Посмотрите на картинки и назовите, что вы видите. (На картинках мы видим транспорт: самолет, поезд, пароход, ракету, автобус и т. п.)
- Для чего нужен транспорт? (Транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей.)
- Автобус, троллейбус, поезд, трамвай - это наземный транспорт. Почему он так называется? (Потому что этот транспорт движется по земле.)
-Самолет, вертолет - это воздушный транспорт. Почему он называется воздушным? (Транспорт называется воздушным потому, что движется по воздуху высоко в небе.)
- Корабль, катер, лодка - это водный транспорт. Почему он
называется водным? (Транспорт называется водным потому,
что передвигается по воде.)
- Давайте вспомним, в какой последовательности появля
лись виды транспорта.
Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли. Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Человек получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли, и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был. воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд - паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но выяснилось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы - получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта
III. Познавательная деятельность.
1. Беседа о профессиях.
- Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте, нужно много знать. Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют? (Транспортом управляют люди разных профессий.)
- Перечислите профессии, связанные с транспортом. (Водитель - водит машину, кондуктор - распространяет билеты
за проезд, автомеханик — ремонтирует машины, летчик —
летает на самолете и т. д.)
2. Игра «Кто каким транспортом управляет».
Задание: соедините линиями транспорт и профессию.
3. Рассматривание картинок.
- А где транспорт останавливается на отдых? Давайте узнаем.
- Какой транспорт отдыхает в гараже? (Наземный.) Также наземный транспорт отдыхает в депо.
- Какой транспорт отдыхает в аэропорту? (Воздушный.)
- Какой транспорт отдыхает в порту? (Водный.)
- Представьте себе, что на некоторое время из города исчез весь транспорт. Что случится? (Не завезут продукты в магазин. Не приедет «скорая помощь». Люди пойдут пешком и опоздают на работу. Не вывезут мусор, и город будет грязным. Папа не сможет прилететь из командировки.)
4. Словесно-иллюстративный рассказ воспитателя с элемен
тами беседы.
- Послушайте:
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.
Мы же с вами сегодня говорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача - перевозить людей и грузы на разные расстояния.
- Послушайте загадку про людей очень важной в транс
порте профессии:
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я -. (шофёр).
Да, это шофёры. Шофёр или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?
Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах, как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость.
5. Чтение стихотворения.
ШОФЁРЫ
Шуршат по дорогам Дрова и арбузы.
Веселые шины, Работа шофёров
Спешат по дорогам Трудна и сложна,
Машины, машины. Но как она людям
А в кузове - важные, Повсюду нужна.
Срочные грузы: Курбан Чолиев
Кирпич и железо,
- А самое главное в работе водителя - он должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит
безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать пра
вила дорожного движения должны не только шофёры, но и пе
шеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих
правил. Это очень важно!
Физкультминутка
СВЕТОФОР
В «Светофор» мы поиграем, (Потягивания.)
Раз, два, три, четыре, пять!
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не грустно,
(Наклоны.)
(Повороты туловищем.)
(Рывки руками перед
грудью.)
(Ходьба на месте.)
(Прыжки.)
(Бег с высоким подни-манием коленей.)
IV. Развивающие игры и задания.
1. Игровое задание «Проедем без происшествий».
- Светофор нужен, чтобы на дороге не было аварийных ситуаций. Давайте представим, что мы с вами водители.
Левой рукой положите палочки, как заборчик, на расстоянии друг от друга. Указательным пальцем левой руки проведите вашу машину слева направо между палочками. А теперь сделайте
то же самое правой рукой, по той же дорожке. Важное условие палочки задевать нельзя!
Молодцы! Вы все проехали без аварий.
2. Отгадывание загадок.
• Я бываю разная:
Черная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?
(Машина.)
• Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)
• По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А под крышею дуга,
Ток по ней идет всегда.
(Троллейбус.)
• Что за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
(Автобус.)
• Карандаш взлетает ввысь -
Мчится резво, словно рысь.
Он к планете другой мчится,
Сзади пламенем клубится.
(Ракета.)
• Стрекозой-винтом вертел,
Прямо на площадку сел.
(Вертолет.)
3. Дидактические игры.
«Каждому транспорту найдем свое место».
- На картинках изображены небо, море, дорога. Вам нужно расположить транспорт так, чтобы водный находился в воде, воздушный - в воздухе, наземный - на земле.
«Угадай на слух вид транспорта».
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта, — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
4. Конструкторская деятельность.
- Ребята, как вы думаете, где изготавливают транспорт? (Транспорт изготавливают на заводе.)
- Сейчас наша группа превратится в машиностроительный завод, а мы с вами станем инженерами и рабочими и будем строить корабль и машину из геометрических фигур.
Дети моделируют транспорт из предложенных геометрических фигур.
- У вас отлично получилось.
V. Рефлексия.
- За день транспорт устал и спокойно отдыхает там, где каждому положено. Где спят машины? (В гараже.) А вертолеты, самолеты - в аэропорту.
- Где ждут дальней поездки поезда? (В депо.)
- Нам тоже пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас станет хорошим шофером, или капитаном, или летчиком.