ЗОЯ ХАНИНА
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Транспорт» с использованием цифровых образовательных ресурсов
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные :
• формировать понятие «транспорт»;
• закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный;
• расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта (особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта);
• формировать интерес к технике.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Транспорт“ с использованием цифровых образовательных ресурсов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
• формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт» : автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот;
• развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно;
• стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание.
Воспитывающие:
Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.
Оборудование: игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин, наглядные пособия: плакат по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»
Ход организованной образовательной деятельности
Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые игрушки – Ежик и Лисенок. Им не терпится рассказать нам историю, которая произошла с ними.
- Однажды семья Ежика и Лисенка долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»).
- Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок удивленно.
- Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (Слайд № 2)
Дети перечисляют, что они видят на слайде
- Ребята, как можно назвать это одним словом? (транспорт)
- Ребята, давайте вспомним виды транспорта. (Слайд № 3)
Ответы детей.
- Как вы думаете, какой это транспорт? (Слайд № 4)
- Где он ходит? (по земле)
- Значит, как его можно назвать? (наземный)
- Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы)
- А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)
-Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его).
- Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице?
- Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе?
Дети. Автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили.
Воспитатель. Дети, посмотрите, перед вами электричка. Скажите, какой звук я выделяю, когда произношу слово «электричка»? (Слайд № 5)
Дети. Звук «ч».
Воспитатель. Ребята, а хотите отправиться на паровозике за ландышами?
Гимнастика для глаз «Паровозик едет за ландышами»
Дети не поворачивая головы «везут» глазами паровозик до ландышей (4 раза).
- Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»
Динамическая пауза «Цветные автомобили»
(Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый. Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами.
Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение по сигналу подъезжают к своим гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)
После игры воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение.
Несёт кораблик по волнам
И в стороны качает.
Куда несёт, не знает сам,
И скоро ли причалит.
По морю лодочка плывёт,
Попутный дует ветер.
Кораблик свой замедлил ход:
Он лодочку приметил.
- Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)
- Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Слайд № 6)
(Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой висят плакаты с изображением водного транспорта).
- А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)
- Какой это транспорт?
- Где он ходит? (по воде, значит – водный)
- Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба.
Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел. ; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.
А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор?
Дети. Окна.
- Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт?
Дети. Перевозить людей, грузы.
- А кто управляет этим транспортом?
Дети. Капитан.
-Ребята, предлагают поиграть в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.
Физминутка
Игра «Море волнуется»
Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик
Ежик и Лисенок:
- Ой, что это такое?
Воспитатель. - Ребята, что это?
Дети. Самолет. (Слайд № 8)
- К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей)
- Почему? (он летает в воздухе)
- Правильно, ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным. Он нам нужен для того, чтобы перевозить людей, грузы.
- Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост).
Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел. ; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели
- А вы знаете, кто управляет самолетом?
Дети. Пилот, летчик.
Воспитатель. Если самолет летит над городом, то он пролетает (дуб, корабль, обрыв? (Слайд № 9)
Посмотрите внимательно и скажите в названии какого вида транспорта слышится звук «ч»? (Слайд № 9)
Я предлагаю вам стать волшебниками и назвать этот транспорт ласково. (Слайд № 9)
Дидактическая игра «Скажи ласково»
(игра с использованием мяча в кругу)
Самосвал – самосвальчик, грузовик, автомобиль, трамвай, яхта, вагон.
Итог занятия.
- О каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили?
- Что вы узнали нового?
- Что вам было интересно?
-Что показалось трудным?