Галина Караваева
Конспект занятия Тема: «Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание и рассказывание по картинам
Программное содержание
• Совершенствовать умение рассматривать картину и рассказывать о ней.
• Словарь: тундра, Ледовитый океан, кухлянка, унты, упряжка, лайка, нарты, каюр.
• Продолжать формировать грамматически правильную речь, уметь строить сложноподчиненные предложения.
• Расширять кругозор детей, воспитывать познавательные интересы.
• Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Публикация «Конспект занятия Тема: „Север“» размещена в разделах
Рассматривать иллюстрации о Севере, читать сказки: «Айога», «Кукушка», рассказ «Лопаренок». Выбрать две картины, аналогичного содержания: «Собачья упряжка», «Северный олень». Записать песню «Лесной олень» на магнитофон. Приготовить игрушку Бэмби – олененок, глину для лепки оленя.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам прибежал олененок Бэмби. Он потерялся и не знает, куда ему бежать. Может в лес? А может в тундру? Поможем ему? Воспитатель открывает первую картину «Северный олень».
- Бэмби, смотри, может это твой папа? Дети, посмотрите на картину, расскажем Бэмби, куда он может бежать, чтобы найти свою семью.
- Дети, о чем эта картина? – Об оленях и людях, которые живут на Севере.
- Кого изобразил художник на картине? – Оленя и человека на санях.
- На Севере сани называются нартами (слово «нарты» дети проговаривают хором и индивидуально, и далее каждое новое слово проговариваем также). Человека, который управляет нартами называют – каюр. Посмотрите на оленя и расскажите о нем.
Рассказ ребенка: «Олень похож на лошадку. Шерсть у него серая, пушистая, на голове большие, как веточки, рога. Ноги тонкие, длинные с широкими копытами, по этому олень бежит по снегу быстро и не проваливается».
Воспитатель спрашивает еще 2 – 3 детей, дает оценку рассказам.
Воспитатель: Посмотрите, как одет каюр и расскажите о нем. Во что он одет? На каюре куртка с капюшоном, меховая, теплая. На руках рукавицы, на ногах сапоги, тоже меховые. Куртка, дети называется кухлянка, а сапоги – унты. Вся одежда и обувь из меха. Почему? На Севере очень много снега и сильный мороз, а в такой одежде тепло и ветер не продувает. В руках у каюра шест, он управляет оленьей упряжкой. Упряжка, от слова запрягать. Запрягают лошадь в телегу, а на Севере оленей запрягают. Оленьи упряжки – это основной транспорт на Севере, на них ездят люди и возят грузы по тундре. Сережа, расскажи про тундру.
Ребенок подготовлен. Рассказ он выучил заранее по тексту, данному воспитателем.
Сережин рассказ: «Тундра – это ровное пространство по берегам Северного ледовитого океана. Там не растут деревья, а растет мох – ягель, им питаются олени. Тундра покрыта снегом девять месяцев в году. Лето очень короткое, быстро растет трава и цветы. Люди разводят оленей, охотятся и ловят рыбу».
Воспитатель: Ребята, как хорошо рассказал Сережа о тундре. Теперь вы расскажите об оленях, о людях Севера и о тундре по картине «Северный олень».
Воспитатель вызывает - - 4 человек. Дети рассказывают по фрагментам и по всему содержанию картины.
- Дети, на Севере полгода день, а полгода ночь. На этой картине мы видим день. Но люди на Севере работают и тогда, когда наступает полярная ночь. Открывает картину «Собачья упряжка».
- О чем эта картина? Она тоже про Север, но только здесь полярная ночь, а упряжка собачья. В нарты запряжены собаки. Да, ребята, собачья упряжка – это тоже транспорт на Севере. А собаки – лайки. Посмотрите на них и расскажите о них. – Лайки пушистые, большие и сильные.
- Почему вы думаете, что они сильные? – На нартах лежит большой груз.
- Дети, где бежит собачья упряжка? – Она бежит по берегу.
- По берегу чего? Реки? Моря? Океана? Это берег Ледовитого океана. Видны огромные льдины, целые горы льда на берегу. Расскажите про эту картину.
Воспитатель вызывает 2 – 3 ребят, другие дополняют. Оценивает ответы детей.
Воспитатель: Бэмби, тебе хочется туда? Там много оленей, может там и твои родители? А может быть, ты в нашем лесу останешься? Подумай. А мы все вместе поиграем. (Включает запись песни «Лесной олень», дети изображают в движениях оленей.)
- Дети, придумайте предложение о Севере из двух слов. Например. Олень бежит. А теперь из трех слов. Олень бежит быстро. Придумайте длинное предложение. Каюр шестом управляет собачьей упряжкой. Дети придумывают свои предложения.
Воспитатель: Бэмби, ты еще думаешь где будешь жить?
Бэмби: Да, я решил бежать на Север, отыскать своих папу и маму и братьев оленей.
Воспитатель: Ребята, чтобы Бэмби не было скучно и трудно добираться туда, мы ему сделаем много друзей оленей. За работу!
Воспитатель предлагает детям слепить из глины оленя – дымковскую игрушку. Если они уже сделали оленей на занятии по лепке, то можно игрушку расписать красками. Это необходимо согласовать с тем, кто ведет занятия по изобразительной деятельности