Ангелина Токарева
«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя.
-Формировать желание больше знать о тундре, об оленях, о природе тундры
-Учить детей изображать тундру по представлению исходя из накопленных знаний.
-Побуждать детей к активному общению. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Развивающие:
- Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира.
Публикация «„Север край неповторимый“, Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
-Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Содействовать развитию воображения, памяти дошкольников.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать патриотические чувства к родному краю.
Предварительная работа:
-беседы про тундру
-рассматривание иллюстраций про тундру
-чтение художественной литературы
-опыты-эксперименты (вечная мерзлота, почему у оленей широкие копыта)
-заучивание загадок о северных ягодах
Пособия и материал: плакат "Тундра", карта Р. Коми, картина "Олени в тундре", 2 ёмкости с землё й : в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды ; палочки-лопаточки (стеки); лепёшки из теста, 2 предмета с разной площадью опоры, одинаковый груз; картинки с изображением птиц, лесного и северного оленя, аудиозапись «Пение птиц», природное явление «Северное сияние» ИКТ, акварель, кисти, бумага.
Интеграция образовательных областей:
• Социализация: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• Коммуникация: развитие диалогической речи.
• Познание: интеллектуальное развитие детей через приобщение к художественной литературе.
• Художественная литература: формирование интереса и потребности в чтении.
• Физическая культура: формирование потребности в двигательной активности.
• Здоровье: сохранение и укрепление психического здоровья детей.
• Музыка: развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята сегодня к нам пришли гости - воспитатели других детских садов. Давайте поздороваемся с ними.
– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Воспитатель:
Дети, к нам спешит еще один гость, отгадайте загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.
(Незнайка)
- Правильно! Молодцы ребята!
Появляется грустный Незнайка.
Н: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Мне задали домашнее задание узнать, где живет северный олень.
Воспитатель:
- Поможем Незнайке узнать, где обитает северный олень? (да) Ребята уже многое знают о тундре и могут тебе рассказать. Давайте рассмотрим карту Республики Коми. Где мы живем - покажите и расскажите (показ детьми, рассказ детей: «Мы живем»)
Рассматривают карту.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, в каком месте обитает северный олень? (в тундре)
Незнайка, мы хотим пригласить тебя в увлекательное путешествие в тундру на волшебном вертолете. Ребята утром сконструировали вертолет,посмотри как настоящий (из крупного стр. материала и стульчиков)
- Ну что, полетели (Садимся в вертолет -слышится звук моторов)
Воспитатель:
- Лететь совсем не долго. Приземлимся мы вот здесь, покажите на карте тундровую зону. И снова зима, снег. Что мы видим в далеке? (стадо оленей)
Воспитатель показывает картину оленей в тундре.
Воспитатель:
- Незнайка, ты знаешь, почему в тундре могут жить олени? (Нет) А как вы думаете ребята? (Питание - растения, трава, грибы, мох, ягель, вода, среда обитания). Давайте внимательно посмотрим на северного оленя, он очень похож на оленя наших лесов.
Незнайка, есть одно интересное отличие. Как ты думаешь, какое? Подскажите дети Незнайке. Дети отвечают, что у северного оленя более широкое копыто.
Н:
- Ребята для чего оленю такие копыта? (ответы детей)
Воспитатель:
- Проведем 1 опыт: Из теста приготовлены 3 одинаковые лепешки, толщиной 1-1.5 см., 2 предмета с разной площадью опоры. Например: на пластмассовые крышки пластилином прикрепляются 4 хорошо отточенных карандаша, к другой лепешке 4 закрытых фломастера, каждый из полученных «столов» поставьте на лепешку, сверху положим одинаковые грузы, «столы» убираются и рассматриваются следы. Что вы заметили? (ответы детей) Там где площадь опоры меньше, они оставили глубокий след.
Воспитатель:
Дети теперь попробуйте объяснить Незнайке. Почему же у северного оленя широкие копыта? (ответы детей)
Вывод:
Чтобы он меньше проваливался в снег. А сейчас Незнайка приглашает поиграть в игру «У оленя дом большой»
Н:
- Почему в тундре так много оленей? (ответ детей)
Воспитатель:
- Потому что есть растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? ( ответ детей: свет, тепло, вода)
Н:
- А почему растительность такая скудная? Только мхи, лишайники, низкорослое березки. (ответы детей) Почему летом большая часть покрыта болотами?
Воспитатель:
- Сейчас мы попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент.
Опыт 2: Вот 2 одинаковые, не прозрачнее емкости, наполненные землей. В одной из емкостей под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно).
- Скажите одинаковые ли это горшки? (ответы детей)
- Теперь в каждый из горшков нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? (ответы детей)
- Наливаем воду в горшок без стекла. Что происходит? ( ответы детей: вода уходит в землю)
- Наливаем воду в горшок со стеклом. Почему же вода осталась на поверхности? (ответы детей)
Н:
- Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же это? Раскопаем землю.
Воспитатель:
- В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную холодную зиму,земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода. Вода не может просочиться, ей мешает сильно промерзшая земля, поэтому и образуются болота.
Н:
- Интересно, какие корни у растений в тундре? ( ответы детей: короткие, т. к они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту) Какими же тогда вырастают сами растения (ответы)
Воспитатель:
- Незнайка в тундре растут очень вкусные ягоды. Сейчас ребята загадают загадки:
1 ребенок:
Кустик летом и зимой,
Всегда с зелёною листвой.
Как подружка толокнянка,
Не одна растёт - полянкой.
*Брусника
2 ребенок
Она похожа на чернику,
Но при схожести такой
Цвет у ягод не черничный,
Он не чёрен - голубой.
*Голубика
3 ребенок.
Этой ягоде вода,
Больше всех других нужна.
Собирают в сентябре,
И зимой хранят в воде.
*Клюква
Жёлто-оранжевого цвета,
На болоте ягода эта.
Труд не будет ваш напрасным -
Она со вкусом ананасным.
*Морошка
Дети рассматривают плакат тундра, где изображены растения, животные.
Н:
- Какие еще есть животные в тундре, которые питаются растениями? ( ответы детей: олень, заяц, лемминг- травоядные) А кто на них охотится? ( ответы детей: волки, песцы, полярная сова – хищники)
Воспитатель:
- Все эти животные хорошо приспособились к суровым условиям тундры.
Н: А есть ли в тундре насекомые? (ответы детей) А почему бабочки темного цвета (в тундре лето короткое мало солнечных дней,бабочка с помощью темной окраски берет себе тепло)
Воспитатель:
-Летом в тундре очень много насекомых, значит, много птиц. Назовите птиц тундры. Д/И «Угадай птицу» ( ответы детей с показом картинок: гуси, утки, журавли,гагары – перелетные; полярная сова -зимующая) Незнайка, поиграй с нами в игру «Птицы»(звучит аудиозапись «Пение птиц»)
Птицы высоко летали
(дети бегают,
Птицы крыльями махали
(дети машут руками,
А теперь они спустились
(приседают,
У них крылышки сложились
(прячут руки за спину).
Н: Ребята вы такие молодцы! Так интересно мне рассказали о тундре, самое главное о северном олене!
Воспитатель :Ребята,давайте вместе с Незнайкой посмотрим на экран и увидим очень красивое природное явление «Северное сияние» (во время показа воспитатель читает стих)
Как было бы над тундрою темно,
когда б, не эта прелесть ледяная!
Колышется, колеблется оно,
переливаясь и переплетаясь…
Загадочный, инопланетный свет!
Все звезды побледнели в изумленье:
ночам морозным в целом мире нет
причудливей, прекрасней украшенья!
Н: Как красиво!
Воспитатель: Незнайка, мы хотим своим друзьям показать красоту северного сияния в рисунке.
Н: Я тоже люблю рисовать (дети смотрят на экран и рисуют техникой по мокрому фону)
-Какие красивые рисунки получились,вы настоящие художники, молодцы!
Воспитатель:
А сейчас мы возвращаемся в дет. сад. (садимся в вертолет)Покажем наши рисунки гостям и друзьям.
Воспитатель: Незнайка мы приглашаем тебя на следующее занятие,где мы познакомимся с образом жизни коренных жителей тундры – оленеводах.
Незнайка : Я буду рад!
Дети прощаются с Незнайкой и гостями.
Занятие было разработано в рамках проекта "Что такое тундра"