Мария Витальевна Васильева
Конспект НОД в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ «Считаем и играем»
▼ Скачать + Заказать документы
• НОД в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия:М. В. Васильева МАДОУ №1
• Тема: «Считаем и играем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ „Считаем и играем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оборудование: цифры и модель числа, игровой набор «Дары Фрёбеля» № 5,7, J1, вырезанные геометрические фигуры, ватман, клей и т. д.
Программное содержание:
– способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
–развитие элементарных математических представлений
• – классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина, выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
• -развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности
– адекватно оценивать себя и товарищей;
• – воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.
• Ход занятия
• Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Психолог: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Что нам нужно взять с собой туда?
•, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
•
Я приглашаю вас на тур,
• Заглянем вместе в мир фигур:
• Прямоугольник, ромб, квадрат.
• Представить их я буду рад.
• Весь мир устроен из фигур,
• Лишь присмотритесь-я не лгу:
• Дома, машины, люди, звери,
• Столы, картины, окна, двери,
• Пруды, каналы и поля
• И в целом вся наша Земля.
• Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
– Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
– Что нам делать?
– Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета – все получилось, синего – встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого – «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Ведущий: Сначала мы пойдем в дремучий лес. Что здесь случилось? Нужно вернуть нам геометрические фигуры.
• А для этого осмотритесь в комнате и найдите что-то в форме круга (5 предметов), так же квадрата, овала. ромба, треугольника.
• По мере ответов-отдают фигуры
• Групповая работа
• Давайте попробуем сейчас из фигур которые мы вернули. Построить город
• Работа на ватмане: раздаются вырезанные геометрические фигуры-дети с помощью взрослых собирают следующие здания:
• 7-этажный дом
• 3-этажную школу
• 2 этажную поликлинику
• Если бы вы были строителями будущего-какое-то фантастическое здание вы бы возвели ещё. Придумайте и назовите.
•
• Скажите, а как мы назовём наш город. А улицу? А как люди поймут как им найти какой-то дом или здание на улице?
• Ответы детей
• -Правильно! По цифрам
• Что вы заметили? Есть ли у нас они?
• - Лесной царь отдаст вам цифры, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
• 2?
• 3? И так далее
• Отдаются все цифры. Наклеиваются на дома и здания в городе
• Но это ещё не всё. Чтобы пойти дальше Лесной Царь предлагает нам сыграть в игру «В мире фигур»
• «В мире фигур» (с использованием набора «Дары Фрёбеля»)
• Выкладываются на столе из разных фигур поле размером 4*5 фигур. Затем на глазах у детей берут разные геометрические тела (куб, «кирпичик», призму) и накрывает ими 3-4 фигуры. Далее игра идёт по кругу. Каждый участник высказывает своё предположение, что скрывается под кубом, кирпичиком, призмой, затем проверяет его, открыв фигуру. Если участник называл именно такую, то он берёт её себе и закрывает на поле одну любую фигуру. Если не угадал, возвращает куб, кирпичик или призму на место. Следующий участник делает тоже самое, за тем исключением, что он не может открывать ту фигуру, которую не угадали, и последнюю закрытую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры. Победителем становится тот, кто собрал большее количество фигур.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали.
• Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Конструирование с помощью палочек Кюизенера
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны математики. Для этого нам нужно выложить поляну из этих палочек.
• Задания: Цветок, Бабочка, Птичка, Мышка (раздаются образцы на карточках и наборы Кюизенера по подгруппам
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Двигаемся дальше
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
• Воспитатель: Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них – рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?.
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали (частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Резюме
• Ребята, вот и сдаётся Лесной царь и просит прощения за плохие поступки, будем дружить с ним?
• - Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? – Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
Что вам понравилось? Что было трудно? Чтобы вам хотелось ещё?
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.