Ирина Руденко
Конспект занятия «Путешествие в селение Балхар»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с гончарным искусством селения Балхар.
Образовательные задачи: учить рисовать на силуэте кувшина по мотивам народно –прикладного искусства Дагестана, передавая характерные элементы: волнистые линии, точки; расширять представления детей о народных промыслах.
Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие; развивать познавательную активность; развитие мелкой моторики; закрепить знания детей о Дагестане, его коренных жителях, культуре и традициях дагестанского народа.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в селение Балхар“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством; воспитывать эстетическое восприятие произведений народного искусства.
Материалы и оборудование: готовые шаблоны рисунков кувшинов (силуэты, краски, кисточки, вода, салфетки, оформленный уголок «Балхарские изделия», слайдовая презентация «Работа гончара».
Предварительная работа: разучивание стихов, рассказ воспитателя, рассматривание картин с изображением дагестанских мастеров.
Ход образовательной деятельности.
Мотивация.
Слышится воркование голубя. Воспитатель берет голубка с окна и обращается к детям.
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам прилетел.
Дети. Голубок.
Воспитатель. Дети, он прилетел к нам, чтобы пригласить в гости, в горное село Балхар, где живут замечательные мастера. Но прежде, чем мы туда отправимся, скажите в какой республике мы живем?
Дети. В республике Дагестан.
Воспитатель. А как называется столица нашей республики?
Дети. Махачкала.
Воспитатель. А мы с вами в каком городе живем?
Дети. В городе Хасавюрте.
Воспитатель. Верно. Наша республика хотя и небольшая, но в ней живут люди разных национальностей. Они живут много-много лет в мире и дружбе. И среди них очень известных мастеров. Вот к таким замечательным мастерам мы с вами сейчас и отправимся. Ну, что ж в путь.
Физминутка.
По дороге в горный край
Дружно весело шагай,
Дружно весело шагай,
Слышишь, друг, не отставай.
Мы в селение придем
И друзей себе найдем.
Подходят к выставке «Балхарские изделия».
Воспитатель. Ну, вот мы и пришли. Посмотрите, ребята, какие замечательные изделия умеют изготавливать местные жители. Они изготавливают не только посуду, но и кувшины, игрушки. Посуда из селения Балхар славится по всему миру.
Дети рассматривают изделия.
Воспитатель. А знаете ли вы, как говорят жители селения Балхар?
«Слыхал ли ты про наш аул Балхар?
Видал ли ты, как люди месят глину?
Узнал ли ты, как трудиться гончар,
Давая жизнь чудесному кувшину…» (А. МИрзаев)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что с елении Балхар кувшины, посуду и игрушки лепят и расписывают только женщины. Вы хотите посмотреть, как мастерица изготавливает кувшин?
Дети. Да.
Слайдовая презентация «Работа гончара».
Воспитатель. Из чего же мастер делает посуду?
Дети. Из глины.
Воспитатель. А затем ее обжигают в специальной печке, чтобы она стала прочной. Готовую посуду мастера расписывают белой краской. Посмотрите, здесь есть готовые кувшины, но они еще не расписаны. Вы хотите попробовать стать мастерами по росписи кувшинов?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Садитесь за столы.
Рассматривание узоров на посуде.
Воспитатель. Дети, какие узоры украшают кувшины?
Дети. Линии, точки.
Воспитатель. А какие линии вы видите?
Дети. Прямые, волнистые.
Воспитатель. Правильно. Когда вы будете выполнять работу по росписи вашего кувшина, начинайте расписывать сверху и заканчивайте внизу изделия, чтобы рисунок был чистым. А перед работой давайте, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы дружно разомнем,
Рисовать сейчас начнем,
Кисть возьми, кисть возьми
И узоры выводи.
Дети расписывают кувшины под национальную музыку.
Выставка работ детей.
Воспитатель. Какие замечательные работы у вас получились. Вы, наверное, и стихи знаете.
Дети читают стихи.
Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих
Состоит из слов простых. (Р. Гамзатов)
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина,
И белая глина
Мелькает в проворных руках золотых.
Все кувшины непростые,
А волшебно-расписные.
Штриховка, звездочки, листочки,
Кружочки, точки, завитки. (Салимат Курбанова)
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель. Молодцы. Вы приготовили замечательные стихи. Все жители селения Балхар благодарят вас и, в подарок для нашей группы, дарят вот эти замечательные знаменитые Балхарские игрушки. Ну, что ж нам пора в обратный путь.
Рефлексия.
Воспитатель. Дети, где мы с вами побывали? Кто нас туда пригласил? Чем знамениты жители селения Балхар? Чем вы помогли жителям? А вам понравилось путешествие?