Марина Григорьевна Головина
Конспект занятия на тему «Лекарственные растения» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема: «Лекарственные растения»
Основные цели:
1. Познакомить детей с лекарственными растениями
Публикация «Конспект занятия на тему „Лекарственные растения“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
2. Дать представление о пользе лекарственных растений, об их целебных свойствах.
3. Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Дидактические материалы: коробка с письмом, плакаты с растениями.
Оборудование: проектор; ноутбук.
Краткая аннотация к работе. Данная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром спроектирована на основе технологии «Ситуация». Данная деятельность направлена на формирование у детей представлений о лекарственных растениях, их свойствах и пользе для человека. Образовательная ситуация разработана с учетом принципов деятельностного метода.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель включает фонограмму «Звуки леса», предлагает детям подойти к столу (на столе стоит большая коробка).
- Ребята, как вы думайте, что это?
- Давайте вместе откроем коробку, посмотрим, что в ней лежит? (воспитатель открывает коробку, а в ней письмо)
Читает письмо: - Здравствуйте, ребята. Зовут меня все Феей растений, и хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее и слушайте…
- В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, смородина, яблоня и др.
- Вы догадались как звали жителей этого царства? (растения).
- Жалко, что я не волшебница и не могу вас перенести в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства, и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник.
- Хотите познакомиться с разнообразием жителей царства растений?
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о растениях.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их … (растения)
- Назовите, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей (травы, кусты, деревья, цветы).
- А почему они называются растениями?
Ответы детей (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
- Ребята, подскажите - к какой природе относятся растения? (если дети затрудняются, то задаётся дополнительный вопрос) Как вы думаете к живой или неживой природе относятся растения? Ответы детей (к живой природе)
- А почему вы так решили?
Ответы детей (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
- А где же растёт очень много различных растений
Ответы детей (в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)
-Действительно. Вы, верно, все назвали.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новых видах лекарственных растений;
2)формировать представлений о новых видах лекарственных растений.
- Отгадайте загадки (ответы на загадки транслируются на экране проектора)
-Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
-Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел. (Одуванчик)
-Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашки)
-Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
- Здорово! Все загадки отгадали верно.
Как вы думаете можно ли эти растения назвать одним словом? (если дети затрудняются и не могут ответить, то задается следующий вопрос). Где можно узнать данную информацию? (дети отвечают, что прочитать, спросить у родителей, ученого, посмотреть в интернете)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1. Дать представление о пользе лекарственных растений.
2. Учить делать простейшие выводы.
Предлагаю обратиться к помощи интернета. Согласны?
-Какой вопрос необходимо задать, чтоб найти информацию, которая необходима нам? (выслушиваются варианты ответов детей)
Воспитатель вводит в поисковую строку
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
- Посмотрите на это растение (показ на плакате).
- Как оно называется? (Подорожник)
- Почему его так назвали?
Где его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
- Ребята, а чем знаменит и полезен подорожник? (если дети затрудняются, то вводится дополнительная информация) Его часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
- Какое из этих растений на плакате вам знакомо? О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)
- Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
- Но почему же всё-таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей).
Правильно, из-за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков – едкая жидкость, она то и жжет.
- Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
- А какое ещё растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита?
(Это тысячелистник).
- Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
- Ребята, вот, оказывается, сколько много полезных растений произрастает на территории нашей Родины. И одним словом они называются – лекарственные.
- Давайте вспомним правила сбора лекарственных растений.
Правила сбора лекарственных растений
Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и
рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы
детей).
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного:
беречь ее!
Физкультурная минутка - игра «Одуванчик» (повторяется 2-3 раза)
- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети потихоньку встают)
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (дети раскачивают поднятыми вверх руками)
- Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются в разные стороны)
- Вдруг, с головок одуванчиков полетели белые, легкие парашютики (дети приседают)
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают).
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Закрепить умение находить четвертый лишний предмет по одному из признаков и объяснять, почему он лишний.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: Актуализировать знания о лекарственных растениях и их полезностях.
– Молодцы! Мы с вами узнали много полезных свойств о лекарственных растений. А теперь давайте поиграем.
Воспитатель предлагает подойти к коробке из которой достает пазлы для игры.
Игра «Собери картинку».
Выходят по два человека к каждому столу собирают разрезные картинки с изображением лекарственных растений. А также называют полезные свойства растения.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
1. Восстановить и зафиксировать в памяти, полученные знания.
- С чем мы сегодня познакомились? Что мы нового сегодня узнали? Благодаря чему мы получили новую информацию?
- О каких полезных свойствах растений вы узнали?
- Я надеюсь, что вы теперь будете делиться своими знаниями о лекарственных растениях и их свойствах.
Использованная литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог»