Лучший педагог года

Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»

Юлия Владимировна
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы

Разумова Юлия Владимировна

Урок кубановедения 2 класс (2018 г.)

Технологическая карта урока.

Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой учащихся.

Публикация «Урок кубановедения во 2 классе на тему „Лекарственные растения, Правила сбора и использования лекарственных растений“» размещена в разделах

Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я. Зовут меня Юлия Владимировна.

-Мы продолжаем путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

-Проверим готовность к уроку!

-Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.

-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Актуализация знаний.

Цель:актуализировать знания учащихся. Проверка знаний по прошлой теме урока. -На прошлом уроке вы изучали разнообразие растительного мира нашей местности. Проверим, как вы усвоили этот материал.

- На какие три группы можно разделить растения? (Травы, кустарники, деревья)

-Какие ярусы существуют в природе? Опишите каждый ярус. (К первому ярусу относятся– травы; ко второму ярусу относятся-кустарники; к третьему ярусу относятся-деревья.

- Назовите деревья, которые встречаются на Кубани? (Липа, дуб, сосна, береза, ольха, ясень, клен, ель)

-Какое дерево является символом России? (Берёза)

-Для чего нужна красная книга? (Для того чтобы спасти исчезающие виды растений) Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей. Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.

III.Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Вступительное слово учителя о природе.

-Ребята, окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии.

шторм, суховеи

- На прошлом уроке вы узнали о разнообразии растительного мира Кубани. Сегодня мы продолжим эту работу и познакомимся с вами с особенностями растений нашего края.

- Ребята, предлагаю с играть в игру. Посмотрите внимательно на доску. Вам нужно расположить растения в две колонки. Одна колонка называется «Лекарственные растения», вторая «Растения Кубани».

- В какой группе растений больше? (В группе «Лекарственные растений» растений больше)

-Так о каких растениях мы на уроке будем говорить? (На уроке мы будем говорить о лекарственных растениях)

- Какая тема урока? (Тема урока «Лекарственные растения»)

- Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

- Познакомимся с лекарственными растениями нашего края.

-Узнаем, как правильно использовать лекарственные растения при заболеваниях.

-Узнаем, как можно заготовить лекарственные растения в домашних условиях. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Организует проблемное обучение, предлагает с играть в игру.

Внимательно слушают вступительное слово учителя.

Играют в игру, развивают логическое мышление.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Беседа с учащимися о лекарственных растениях.

- Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

- Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

- Ребята, сейчас мы просмотрим видеоролик про лекарственные растения. Я прошу вас обратить внимание на виды лекарственных растений и на то, какую пользу они приносят людям. После просмотра вам будут заданы вопросы.

- О каких лекарственных растениях вы узнали, просмотрев видеоролик? (Ромашка, череда, одуванчик, крапива, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, календула, подорожник).

-Молодцы, ребята! Рассказ учителя о растениях. Показ видеоролика для учащихся. Задает вопросы учащихся.

Слушаю рассказ учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя.

Работа по учебнику -Ребята, теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 20-ой.

-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что это за растение? (Подорожник)

- Давайте прочитаем информацию, о подорожнике которая написана в учебнике. После прочтения вам будут заданы вопросы по тексту.

-Как люди называют подорожник? (Зелёным бинтом называют это растение)

-Почему именно это растение назвали «зеленым бинтом»? (Его листья упругие, с прочными жилками, содержат вещества, которые способствуют быстрому заживлению ран и ссадин)

-Где именно появляется подорожник? (Подорожник появляется там, где когда-то прошёл человек)

-Правильно! Вы большие молодцы! Работа по учебнику. Задает вопросы учащихся по тексту, который находится в учебнике. Читают информацию в ученике. Отвечают на вопросы учителя. Ищут информацию в тексте.

Знакомство с растениями -Ребята, а сейчас мы с вами узнаем об особенностях некоторых лекарственных растений, которые произрастают в нашем крае.

-Угадайте о каком лекарственном растении пойдет сейчас речь?

- С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня. (Мать-и-мачеха)

-Откройте свои памятки. Откройте станицу 4- ую. Найдите информацию о данном растении и прочитайте ее.

- Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

- Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение? (Ответы учащихся)

- Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

- В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Вот такая необычная легенда характеризует растение Мать-и-мачеха! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога.

Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

Физкультминутка

-Ребята, а теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

-Тихонько присаживаемся и продолжаем работу. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упражнения вместе с учителем.

Работа с учебником -Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …. (Крапива)

- А знаете, почему крапива обжигает? (Ответы детей)

- А насколько правильны ваши ответы мы узнаем из учебника.

-Обратите внимание на станицу 21-ую. Найдите где именно написано про крапиву.

- Так почему же крапива ожигает? (На ее листьях и стеблях есть особые волоски, каждый из них – как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся-получается укол.)

-Что надевают люди при заготовке крапивы? (При заготовке крапивы люди надевают перчатки)

- Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

- Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название (крапивница).

- Давайте познакомимся еще с одним лекарственным растением.

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто же лечит ранки? (Чистотел)

- Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле.

- Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

- Чистотел применяют при заболевании лёгких, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения : чистотел или бородавочник.

-Лекарственные растения можно приобрести в аптеке, а можно заготовить в домашних условиях. При этом нужно помнить правила их заготовки.

- Для того, что узнать правила заготовки вам нужно открыть станицу 22-ую.

-Найдите правила заготовки. И прочитайте их. (Учащиеся читают о правилах заготовки лекарственных растений в домашних условиях)

- Когда собирают растения? (Большинство растений собирают по утрам, когда высохла роса)

-Где нельзя собирать лекарственные растения? (Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов и скверах)

-Когда именно собирают цветки, листья, корень и кору лекарственных растений? (Цветки собирают в начале цветения; листья- перед цветением или в начале его; корни – весной и осенью; кору –весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется)

-Молодцы, ребята! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся по учебнику. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога. Ищут ответы на вопросы в учебнике.

«Верные и неверные утверждения» -Ребята, сейчас я буду вам говорить приложения, а вы должны сказать верно оно или нет.

1) Задает вопросы по тебе урока. Применяет прием критического мышления. Отвечают на вопросы учителя. Дают пояснение ответам.

V.Итог урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Обобщающая беседа.

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Рефлексия.

-Ребята, откройте учебники на странице 22. Внизу страницы у вас находиться таблица. Вам нужно найти и обвести названия лекарственных растений. После того как вы закончите работу, мы проверим какие растения вы нашли. (Ромашка, репейник, мята, календула, лопух, калина)

-Урок подходит к концу, повторим, что мы с вами изучили сегодня на уроке.

-Откроем дневники и запишем домашние задание в учебник стр. 20-22пересказ.

-Оценки на уроке получают. … Все сегодня были молодцы.

-Ребята, у каждого из вас на столах лежат картинки растений крапивы и ромашки Тем, кому урок понравился, было интересно, всё получалось – поднимите картинку ромашки; тем, кому урок не понравился, возникали затруднения – поднимите картинку крапивы.

-Урок окончен! Мне было приятно с вами работать! До свидания! Задает вопросы с целью понимания изученного материала. Задает домашнее задание, выставляет оценки. Проводит работу по самоконтроли деятельности учащихся на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневник. Проводят самоконтроль своей деятельности на уроке.

Делятся впечатлением от урока и о полученных знаниях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» Занятие Тема: «Путешествие в мир лекарственных растений». Цель: Расширение знаний детей о пользе лекарственных растений. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы» Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы» Воспитатель Гарбузова Т. П. Цель:.

Информационный познавательно-исследовательский проект «Мир лекарственных растений»Информационный познавательно-исследовательский проект «Мир лекарственных растений» Паспорт проекта. Вид проекта: информационный, познавательно – исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель,.

Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений»Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений» Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, познакомить с правилами.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения» Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость.

Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе Программное содержание: учить правильно называть и узнавать.

Консультация для родителей «В царстве лекарственных растений» Хакунова Светлана Алиевна. г. Майкоп. МБДОУ №16. Мы живем в мире разнообразных растений. Среди "зеленых спутников" человека, сопровождающих.

Презентация «В царстве лекарственных растений» Актуальность проекта Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств.

Проект «В мире лекарственных растений» 1. Название проекта «В мире лекарственных растений» 2. Проблемное поле проекта Наблюдая и рассматривая растение в группе, на улице, и узнав,.

Экологический проект «В мире лекарственных растений» 2 слайд Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой Длительность проекта: среднесрочный (с 01.06- 25.08 2018г.) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 21:18
+157Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД