Татьяна Цуканова
Конспект занятия «Свистулька из глины — птичка»
▼ Скачать +Заказ
Цель: .Научить лепить игрушку из глины - свистульку
Задачи: Учить лепить птичек, передавая ее формы, пропорции и характерные детали.
Развивать интерес к народному творчеству. Закреплять аккуратность и последовательность в работе.
Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Оборудование: образцы народных игрушек, мультимедийная презентация «Свистульки из глины-птички».
Формы организации занятий : Практическое занятие.
Методы организации занятий :
Наглядный (объяснение, консультация)
Публикация «Конспект занятия „Свистулька из глины — птичка“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Лепка, пластилин
- Темочки
Исследовательский (поэтапное исследование керамических игрушек)
Проведение занятия с использованием ИКТ (презентация)
Практический (лепка свистулек с использованием полученных знаний)
Оборудование и материалы: глина, стеки, тарелочки, салфетки, поднос с образцами-свистульками.
Содержание.
2. Беседа о народной игрушке - свистульке. (презентация, рассматривание образцов игрушек)
3. Рассматривание разных видов свистулек.
4. Игра на закрепление названий игрушек по месту их изготовления.
5. Поэтапный показ изготовления свистульки.
6. Практическая работа: лепка птички.
Ход занятия.
2. Беседа. Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков. (Слайд № 1) Мастера-свистуличника встретишь сегодня едва ли не реже, чем мастера-гончара, коих тоже единицы. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская, которая обеспечивала жителей посудой всех возможных форм. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей. Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.
3. Рассматривание птички – свистульки. Игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостик. Отметить ее форму, размер, у всех птичек форма туловища одинаковая (конус, овал, только они отличаются головой (у уточки клюв расплющен, у петушка есть гребешок и бородка, маленький острый клюв). Роспись довольна проста: полоски, штрихи, ромбы, овалы, прямоугольники как бы обрезанные с одной стороны, косые кресты, крапинки. Для росписи свистульки использовали краски : голубую, кирпично – красную, зеленую, черную, охристую, коричневую. Свистульки лепили в разных регионах нашей страны.
Какие вы знаете свистульки? Давайте рассмотрим самые известные свистульки – дымковские и филимоновские. Чем же они отличаются друг от друга? (Слайд № 2)
Филимоновская игрушка - это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька. Петушок и курочка самые популярные персонажи лепки свистулек. Свисток расположен у курочки, с помощью двух дырочек можно исполнить даже небольшую мелодию, или издавать приятные трели. Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Белые фигурки филимоновской игрушки горят основными цветами росписи: желтым, красным, зеленым. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига.
Дымковская глиняная игрушка. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Раскрашивают игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшают игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц обычно самодельные, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знают мастерицы, в каких только комбинациях не дают! И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки. (Слайд № 3)
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров народного художественного промысла (игрушечников)и слепим свистульку-птичку.
5. Поэтапный показ лепки свистульки.
Знакомство учащихся с приемами лепки. Простейшие свистульки лепят совсем так, как хозяйки делают пельмени. Катают глиняный шарик, раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. Корпус – основу свистульки снизу дополняют двумя маленькими шариками, примазывают их – это коротенькие ножки. Остается вылепить головку. Сверху оттягиваем глину и сгибаем. Вытянуть плоский клюв, можно слепить утку, завернув хохолок и приделав гребень – петуха или курочку. На боках свистульки можно сделать дополнительные отверстия – и тогда на ней можно сыграть нехитрую мелодию. Лепим сам свисток в хвосте птички : прорезаем снизу небольшую прямоугольную канавку, вставляем палочку, со срезанным концом, налепляем небольшую пластинку, заглаживаем, убираем палочку, делаем скос в 45% с двух сторон канавки, можно свистеть. (Слайд № 4)
6. Практическая работа.
Самостоятельная работа по изготовлению свистульки. Индивидуальная помощь при затруднениях
7. Подведение итогов.
Выставка работ и их обсуждение. Обобщение (что нового узнали, чему научились)
Сегодня мы с вами были в роли народных мастеров и изготовили свистульку. Выполнили одну и ту же работу, а свистульки получились у всех разные. С игрушками какого промысла мы с вами познакомились? (народно-художественного) Как называется профессия человека, делающего народные игрушки? (Свистуличник). Раскрасить их вы сможете самостоятельно, но только после того, как они подсохнут, а это будет через двое суток. Для крепости их можно будет покрыть лаком или клеем ПВА. Желаю вам успеха!
8. Уборка рабочего места