Ольга Сторожева
Конспект НОД «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» («Технология исследовательской деятельности в ДОУ» Старшая группа)
Задачи:
Познакомить детей со свойствами песка и глины. Песок: рыхлый, сыпучий, состоит из отдельных песчинок. Глина : бывает твёрдая, мягкая, пластичная похожа на пластилин, частички её мелкие и слипшиеся.
Ввести в словарь детей слова: сыпучий, рыхлый, песчинки, пластичная.
Активизировать словарь за счё т слов: влажный, мокрый, впитывается, рассыпаются песчаные шарики, глиняные и т. д.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с качествами и свойствами песка и глины“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Подвести детей к умозаключениям и выводам: песок, сыпучий, рыхлый, состоит из песчинок глины : твёрдая, мягкая, пластичная состоит из мелких частичек.
Продолжать учить детей участвовать в коллективном разговоре. Отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме, достаточно громко и понятно для окружающих.
Воспитывать интерес к занятиям, культуре речевого общения.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Безопасность", игровая деятельность.
Оборудование: миски с глиной и песком, ложечки, лупы, стаканы с водой, палочки, салфетки.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из своей любимой чашки. (дети проходят за стол, а чашек нет). Как вы думаете, куда делись чашки? (Предложение детей).
А я кажется, догадалась.
Домовой Кузя за печкой жил,
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой
Самый лучший в мире домовой.
Давайте его позовём и спросим где наши чашки.
Дети: Кузя.
Кузя (взрослый) : Аушки.
Воспитатель: Кузя, а ты наши чашки не брал случайно?
Кузя: Брал, вот они, давайте пить чай. (достаёт стаканы).
Дети: Это не чашки, а стаканы.
Кузя: Да какая разница, они одинаковые.
Воспитатель: Ребята, разве они одинаковые, вы согласны с Кузей? Расскажите, чем они отличаются? (стаканы сделаны из стекла, они прозрачные, а чашки керамические. А керамические предметы, сделанные из глины, обожжённые, покрытые глазурью, не прозрачные, водонепроницаемые, блестят, бывают разноцветные и распадаются на куски при ударе).
Кузя: Ну, я не помню где ваши чашки. А я вам сделаю новые, не из глины, а из песка. У меня нет глины. (Кузя делает, у него ничего не получается).
Воспитатель: Что же нам делать, как узнать, почему из песка чашка не получается? (выслушиваю предложения детей). Надо пойти в лабораторию, там мы всё узнаем. А ещё мы узнаем, почему из глины получаются разные предметы? Дети занимайте свои места в лаборатории, а ты Кузя внимательно смотри и запоминай, что будут делать дети.
Опыт №1
Возьмём стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? А теперь попробуем высыпать из стакана глину. Что легче высыпать песок или глину? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый. Глина слипается комочками, и нельзя так легко высыпать из стакана, как песок. (Ответы детей) Вывод: Песок - рыхлый, в отличие от глины. Какой песок Кузя?
Кузя: Не запомнил, помогите ребята.
Опыт №2
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок? (из очень маленьких зёрнышек крупинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей) А теперь таким же образом рассмотрим комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? Какие они?
Они меньше, чем песчинки? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам. А что случилось с частицами глины? (они слиплись друг к другу). На что похожа глина? (на пластилин).
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из маленьких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. Воспитатель: Из чего состоит песок? Какие песчинки? Из чего состоит глина? Какие частички у глины?
Опыт №3
Возьмем палочку и попробуем опустить её поочерёдно в стакан с песком и с глиной. Во что легче поместить палочку? Почему в глину трудно входит палочка? (Она твердая, её частички крепко держат друг друга). А вот в песок её воткнуть очень легко. Почему? (Палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга). Вывод: Песок рыхлый, а глина твердая.
Опыт №4
Аккуратно нальём воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (Влажным, мокрым) Давайте покажем Кузе все вместе, каким он стал? Скажите, каким он стал? А куда исчезла вода? (Она забралась в песок и удобно устроилась между песчинками). Попробуем опустить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче - входит в сухой или мокрый? Затем заливаем в стаканчик с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (Она впитывается медленно, медленней, чем в песок, часть воды остается сверху на глине). Ребята, что случилось с водой первого стакана с песком? (Она впиталась). А что случилось в стакане с глиной? (Вода осталось сверху на глине). Отпустим палочку во влажную глину. Легче опускать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вывод: Вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.
Опыт №5
Слепим из мокрой глины шарики. Затем попробуем создать шарики из песка. Какие шарики получились из глины? (Прочные). А какие шарики из песка (Их лепить трудно, они не прочные, ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики из песка и глины и высушить их. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? (Песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). Вывод: Из глины можно лепить разные предметы.
Они высыхают и становятся прочными, а из песка нельзя, предметы высыхают и рассыпаются.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о песке? ( Ответы детей: он состоит из мелких песчинок, он рыхлый, сыпучий, песчинки не держатся друг за друга, поэтому чашки не получаются). А что можно сказать о глине? ( Ответы детей: глина бывает твёрдая, липкая, мягкая, похожа на пластилин, частички её очень мелкие и дружные, они как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. Поэтому из неё можно слепить чашки).
Кузя: Ребята, я вам предлагаю слепить чашки из глины для моей кухни.
Дети лепят, Кузя и дети пьют чай и играют в игры.