Татьяна Туева
Конспект занятия «Строение растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Обобщить и расширить представления детей о строении растений о важной роли частей растения в его жизни. Познакомить с разными способами распространения растений и попадания семян в землю. Закрепить знания о необходимых условиях для развития и роста растений. Воспитывать интерес к природе.
Ход занятия.
Знаете ли вы ребята, с чего начинается растение? Знаете ли вы, как появляются на свет деревья, кусты, цветы?
Публикация «Конспект занятия „Строение растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Дуб вырастает из жёлудя, горох — из горошинки, мак из макового зёрнышка. Жёлудь, горошинка, зёрнышко — это семена, любое растение начинается с семени.
Исследовательская деятельность.
Рассмотрите семена разных растений (пшеницы или овса, одуванчика, клена, репейника, гороха, подсолнечника., чем они похожи, чем отличаются?
Семена разных растений не похожи друг на друга. Они различаются по форме (округлые, овальные, продолговатые, заостренные и др., по размеру, по цвету и даже по вкусу и запаху.
В каждом семени живет зародыш, из которого развивается растение. Сначала он маленький и слабенький, поэтому прячется под оболочкой (кожурой, шелухой). В такой одежде ему уютно, тепло и безопасно.
Посмотрите на пшеничное зернышко, как вы думаете, о чем оно мечтает?
Запомни
В этом крошечном зерне
Как в чудесной почке,
До весенних первых дней
Спрятаны листочки.
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце и тепле?
Почему и как семена путешествуют?
Не все семена оказываются на столе у человека или в кормушке у животных. Некоторые из них падают в почву рядом с растением, другие могут очутиться за тридевять земель от того места, где они появились на свет.
По воздуху с ветром улетают далеко-далеко на белых «парашютиках» семена одуванчиков, а на легких «вертолётиках»-крылатках — плодики клёна и липы.
По воде уплывают плоды тех растений, которые растут на берегах рек и озер. Некоторые плоды «уезжают», зацепившись «крючками» и «липучками» за шерсть животных или за одежду и обувь людей.
Так или иначе, семена снова оказываются в земле. Всю зиму они спят, собирая силы. А что случится с ними весной?
Превращения семян (эксперименты)
Положите несколько горошин или семян подсолнечника в тарелочку — на губку или бумажную салфетку и смочите водой. Оставим его на окошке на несколько дней и посмотрим, что произойдет с семенами.
Почему весной или летом вырастить горох можно на открытой грядке, а осенью или зимой только дома?
Что помогают семени вырасти? (свет, тепло, вода и воздух).
Части растения.
Назовите части растения. Какая часть находится в земле? Для чего растению нужен корень? Корни забирают из земли воду и минеральные вещества без которых растение не может расти. Благодаря корням растение крепко держится в земле и не падает. У каждого растения есть главный корень и боковые корни. Главный корень расположен глубоко в земле и с каждым годом становится все толще и длиннее, а боковые корни находятся близко к поверхности.
Что растет из земли? По стволу и стеблям вода и минеральные вещества из корней попадают к листьям.
А зачем растениям нужны листья? С помощью листьев растение дышит и питается. Когда на листья попадает дневной свет, воздух и вода, то они преобразуются в необходимые для растения питательные вещества. Которые расходятся по всему растению по специальным трубочкам.
У каждого растения обязательно есть цветы, когда они отцветают, из них появляются семена. В ясные летние дни над цветущими растениями вьются бабочки, пчёлы, шмели. Почему насекомые так любят цветы? Может быть, их привлекает красота и необыкновенный аромат цветов?
Конечно. Яркие венчики лепестков и запах помогают им найти цветы, чтобы собрать нектар (сладкий цветочный сок) и пыльцу («цветочную муку»). Но насекомые не только берут у цветов еду, но и сами им помогают, опыляя растения.
Как вы думаете, ребята, какая часть растения самая главная? Послушайте мой рассказ о том «Кто самый главный?»
Поспорили однажды корень, стебель и лист — кто из них самый главный. Корень говорит:
— Я самый главный. Я первый вырастаю из семени, я достаю воду из почвы, я удерживаю растение в земле.
— Нет, — возмутился стебелек, — если меня не будет, кто твою воду листьям и цветам передаст? А у меня есть маленькие трубочки — специальный водопровод. И ещё я держу на себе листья и цветы.
— Самый главный я, — гордо заявил лист. — Это я питаю растение. У меня есть зелёные клеточки, в которых образуется сладкая жидкость. Правда, они так малы, что обычным глазом их не разглядишь.
Каждая клеточка — это как бы целый заводик, который с утра до вечера без устали работает — из стебля берёт воду, из воздуха ловит углекислый газ и солнечный свет и с их помощью помогает вам расти.
Выслушал всех внимательно бутон и говорит: — Что вы спорите? Все вы главные, потому что жить друг без друга не можете.
Давайте дружить! Тогда и я стану красивым цветком, а цветок превратится в полезный плод.
Закивали цветочки головками, покачался в знак одобрения стебелек с листочками, миролюбиво зашевелились корни.
С тех пор корень, стебель и лист живут в мире и согласии.
Работа в тетради.
Предложить детям зарисовать растение с корнем и подписать части растения печатными буквами.