Светлана Иванова
Конспект занятия «Осень в Царстве растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов – внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обобщения представлений о сезонных изменениях, происходящих в жизни растений в осенний период.
Публикация «Конспект занятия „Осень в Царстве растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Развивающие:
1. Развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве при работе с игровым дидактическим пособием «Царство Растений осенью».
2. Развитие групповой сплоченности (формирование чувства принадлежности к группе) при коллективном выполнении заданий.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Материалы
Демонстрационный:
Картина «Королева Осень»;
Игровое дидактическое пособие «Царство Растений осенью»;
Магнитная доска.
Раздаточный:
Гуашь;
Емкость с водой;
Кисть;
Картины деревьев;
Листья деревьев разных пород;
Желуди, рябина;
Шаблоны листочков.
Музыкальный
«Ласковая просьба» Г. Свиридова;
Звукозапись «Звуки осени» ;
«Вальс» Э. Грига.
Литературный:
стихотворения об осенних деревьях.
Методические приё мы:
1. Приветствие «Здравствуй, друг».
2. Сюрпризный момент «Приглашение в Царство Растений».
3. Художественное слово «Осень».
4. Беседа «Осень в Царстве Растений».
5. Динамическая пауза «Вальс осенних листьев».
6. Динамическая игра «С какого дерева?»
7. Рефлексия.
8. Пальчиковая игра.
9. Прикладной труд «Осенний букет».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день.
Воспитатель: Ребята, Королева Осень прислала нам приглашение. Вам хочется узнать содержание приглашения? Предлагаю послушать. «Дорогие ребята! Приглашаю вас в Царство Растений». Королева Осень
- Ребята, вы согласны отправиться в Царство Растений : посмотреть, как там растения поживают, как им живётся осенью? (ответы детей)
- Мы сейчас вспомним с вами волшебные слова и окажемся в Царстве Растений.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То в Царство Растений
Можно сразу же попасть.
- Вот мы и оказались в Царстве Растений. Предлагаю прогуляться по Царству Растений.
Воспитатель:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Основная часть
1.«Рост растений»
Ребята, предлагаю посмотреть на рисунок.
Воспитатель:
- Что это? (Ответы детей).
- Зачем растениям нужны корни? (Ответы детей).
- Корни нужны растениям для того, чтобы поглощать из почвы воду и полезные питательные вещества; без них ни одно растение не может жить.
Как вы думаете, в каком направлении из почвы по растению движется вода и питательные вещества? (Ответы детей). «Сверху вниз или снизу вверх?» (Ответы детей).
Игровая мотивация «Напоим растение» Воспитатель: Ребята, кто желает показать, в каком направлении движутся вода и полезные вещества?
- Зачем деревьям и другим растениям нужны вода и питательные вещества? (Ответы детей).
- Растения питаются, а значит, растут, ведь они - часть живой природы. Образное перевоплощение «Роста растений».
В: - Растения растут и двигаются за солнцем, они тянутся вверх, к солнцу!
2. «Осенняя окраска листьев»
- Летом, когда солнце стоит в небе высоко, светит долго и ярко (демонстрация солнца на пособии, питательные вещества окрашивают листья деревьев в ярко-зеленый цвет (демонстрация на пособии листа, окрашенного и ярко-зеленый цвет).
- Что происходит с солнцем Осенью? (Ответы детей).
- Осенью наползают большие тучи, закрывают солнце. Оно уже не поднимается в небе так высоко, как летом, и светит в течение дня очень мало. (Воспитатель опускает на пособии изображение солнца ниже, закрывает его тучкой: сначала частично, затем полностью).
- Питательные вещества окрашивают листья деревьев в другие цвета. Каковы цвета осенних листьев? (Ответы детей).
3. «Осенний листопад»
- Идет Осень, все ближе и ближе Зима, и деревья начинают готовиться ко сну. А когда мы спим, нам нужна еда и вода? (Ответы детей).
- Вот и деревьям зимой не нужны будут ни вода, ни питательные вещества, которые накопились в листьях. Поэтому они сбрасывают листья на землю (Дети выполняют воображаемые сбрасывания листьев).
Динамическая пауза
а) «Осенний ветер»
Воспитатель:
- Сколько листьев деревья на землю побросали! А налетит ветер, листья еще быстрее облетят с деревьев.
Образное перевоплощение «Вальс осенних листьев».
Воспитатель: Предлагаю встать в круг на танец с листочками.
б) «Осеннее покрывало земли» («Осенний ковер земли»)
Воспитатель:
- И ложатся листья на землю осенним ковром.
- Чего только нет на этом осеннем ковре! Посмотрите внимательно под ноги! (Дети рассматривают лежащие под ногами осенние листья и плоды; собирают их). Что вы здесь видите? Почему они лежат но осеннем ковре?
в) «Осенние плоды»
Дети:
- Сбрасывают осенние деревья свои плоды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растения хранят в плодах? (ответы детей). В плодах растения хранят запас питательных веществ и семена для размножения. Надо же растениям размножаться, ведь они часть живой природы. (Воспитатель демонстрирует это, разломив ягоду рябины).
Динамическая игра «С какого дерева?».
Воспитатель: С какого дерева эти плоды? Какие деревья потеряли эти листья? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, предлагаю плоды и листья отнести к нужным деревьям (берёза, дуб, клён, рябина).
Воспитатель: Всем деревьям нашли листочки и плоды, а мы отправимся обратно в детский сад, для этого нужно сказать волшебные слова:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
- Вот мы и оказались в нашем детском саду.
Рефлексия
Воспитатель: Что принесла осень в Царство Растений?
Какие изменения произошли в нем с приходом осени? (Ответы детей).
Прикладной труд «Осенний букет»
Воспитатель: Предлагаю собрать листья в осенний букет. Прежде, чем мы начнём выполнять, предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Осенние листья».
Пальчиковая игра: «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять – (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листья липы
Листья клёна
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём (пальчики «шагают» по столу).
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? Кому отнесёте осенний букет? Спасибо вам, ребята! (Прощаются с гостями)