Любовь Архипова
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Мир лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов); расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правила сбора лекарственных трав.
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Мир лекарственных растений“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Лекарственные растения». Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению; беседа о лекарственных травах; разучивание стихов, загадок.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных растений; пучки засушенных растений; брикеты; коробки, и пакеты с лекарственными травами, заварочный чайник.
Ход занятия
Дети рассаживаются полукругом. Перед ними на доске развешены картинки с изображениями лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами
Раздаётся стук в дверь. Входит Незнайка с букетом.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и по дороге нарвал букет цветов. Вот только не знаю, как они называются.
Воспитатель. Незнайка, да это не просто цветы, это же лекарственные растения. Давайте, ребята, расскажем Незнайке, какие лекарственные травы в его букете.
Воспитатель берёт растения и показывает детям.
Дети. Ромашка, крапива, подорожник, зверобой, календула, мята, мать-и-мачеха, одуванчик.
Воспитатель. Правильно. А теперь давайте Незнайке прочитаем несколько стихотворений, которые мы с вами учили.
1Ребёнок.
Вот аптечная ромашка.
В складку белая рубашка,
С брошью на воротнике,
Разрослась невдалеке.
Этот цветик нам полезен-
Помогает от болезней.
Хорошо стоит в букете.
Соберём цветочки эти.
2Ребёнок.
По обочинам дорожки,
У реки, на берегу,
Распластался подорожник
На тропинках, на лугу.
И лечить бронхиты можно,
В ранке – кровь остановить:
Лист помыть и осторожно
К свежей ранке приложить.
Это чудное лекарство.
И всегда он под рукой.
А здоровье – вот богатство.
Береги его, друг мой!
3 Ребёнок.
За горою рос герой –
Золотистый зверобой…
Это не охотник
и не лиходей,
Он от хвори лечит
взрослых и детей.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Незнайке, как хранятся травы.
Дети. В брикетах, пакетах, и коробочках в сухом виде.
Воспитатель. Что можно приготовить из сухих растений?
Дети. Настойки, отвары
Воспитатель. Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их нужно держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Ребята, а теперь давайте, вместе с Незнайкой поиграем.
Игра «Назови и расскажи»
Воспитатель. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать, где и когда его собирают, как используют.
Но сначала назовите места, где обычно произрастают лекарственные растения.
Дети. На обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков.
Воспитатель. Правильно. Я покажу вам напримерах, как нужно рассказывать о растениях. Ромашку (цветы) собирают летом; подорожник (только листики без ножек) - весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут; крапиву - весной, когда она только-только вырастет; лопух (корни)- на протяжении всего лета, душицу и тысячелистник (верх стебля с цветками)- тоже в течение лета. Отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника весной; когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника.
Воспитатель выслушивает 2-3 рассказа детей.
А сейчас давайте поиграем.
Физминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).
Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).
Листик ярок и зелен, (Качают руки).
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).
Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).
Даже буря не сломает, (Круговые вращения).
Лишь немного помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).
Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).
Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).
Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).
Береги его, малыш!
Воспитатель. А кто знает загадки об лекарственных растениях?
Дети. Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное. (Одуванчик)
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет. (Крапива)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестричке-
Белые реснички. (Ромашка)
Воспитатель. Ребята, перечислите правила поведения при сборе лекарственных трав.
Дети. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. Сушить растения не на солнце, а в тени. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
Игра «Узнай растение»
Воспитатель. Я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на картинках и показать.
Листья узорные, головка белая; используется в виде отвара, когда болит горло. (Ромашка.)
Растёт у дороги, семена идут в стрелку; применяют для остановки кровотечения. (Подорожник.)
Растёт на клумбах; цветочки оранжевые или жёлтые; применяют при ангине и для промывания ран. (Календула.)
Итак, перечислите ещё раз растения, которые собрал Незнайка.
Скажите, почему они называются лекарственными?
Дети. Их употребляют для лечения различных заболеваний.
Воспитатель предлагает детям и Незнайке выпить напиток «Бодрость» и постараться определить, какие травы в нём использованы, из каких растений он приготовлен.