Доронкина Ирина
Конспект занятия «Сенсорные эталоны и их применение в обследовании предметов» или «По следам Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
и")
Составила: воспитатель средней группы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
1. Уточнить и закрепить усвоение детьми основных образцов сенсорных эталонов и умение их применять в обследовании предметов, для анализа и выделения их свойств в различных ситуациях, в новых условиях.
2. Способствовать формированию элементов логического мышления через использование логических блоков Дьенеша.
Публикация «Конспект занятия „Сенсорные эталоны и их применение в обследовании предметов“ или „По следам Незнайки“» размещена в разделах
3. Доставить детям радость, дав им возможность продемонстрировать имеющиеся у них знания, проверить свои познавательные способности и возможности.
4. Формировать самостоятельность в понимании учебной задачи и ее выполнении, навыки самоконтроля.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Активизировать в речи детей названия семи цветов спектра, а также названия геометрических фигур, слова, выражающие результаты сравнения предметов по признаку длины.
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Закреплять произношение звука ш в звукоподражании (шум ветра, произношение его с разной силой голоса.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Развивать умение отвечать на вопросы, использовать в речи элементы рассуждения.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА.
1. Ознакомление детей с основными сенсорными эталонами и их закрепление в дидактических играх и упражнениях.
2. Ознакомление детей с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры с ними.
3. Игры по методике ТРИЗ:
«Хорошо-плохо»,
«Нравится-не нравится»,
«Польза-вред».
4. Опыты-игры по окрашиванию воды, получение нового цвета смешением двух других, не лежащих в спектре рядом.
5. Использование физкультминуток с опорой на карты-схемы упражнений.
6. Ознакомление детей с планом группы.
МАТЕРИАЛ.
1. Письмо от Незнайки.
2. Дидактические игры по сенсорному развитию : «Собери цветок», «Раздели фигуры».
3. Набор из пяти геометрических фигур.
4. Дидактическая подушка сенсорного содержания.
5. Прозрачные банки (шесть пустых, три-с окрашенной водой красного, желтого и синего цвета).
6. Карточки-схемы для игры «Угадай предметы».
7. Карта-схема для физкультминутки.
8. План помещений группы.
9. Фонограмма записи ритмичной музыки для физкультминутки.
10. Цветные ленточки, счетные палочки, волшебная палочка, веревочки, сундучок, магнитофон, мольберт, ширмы.
ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ.
«В гости к детям заходил Незнайка, но не застал их в группе. Чтобы не скучать в отсутствии детей, он поиграл в их игры. Но, к сожалению, допустил немало ошибок. (Незнайка не уверен, что все делал правильно). Уходя, он оставил письмо, в котором просит детей исправить допущенные ими ошибки.
Воспитатель предлагает детям отправиться по следам Незнайки, найти и исправить все его ошибки и заодно еще раз поиграть в их любимые игры
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.
1. Создание игровой мотивации: письмо от Незнайки с просьбой о помощи.
2. Отправление группы умников и умниц по следам Незнайки (путь Незнайки обозначен на полу стрелками).
3. Д/у «Раздели фигуры» (отбирать из всех имеющихся фигуры с заданными свойствами, опираясь на блоки Дьенеша).
4. Д/и «Собери цветок» (на закрепление последовательности расположения цветов в спектре).
5. Игра «Живой цветок» (выкладывание цветика-семицветика на полу, в воздухе над полом на разной высоте).
6. Игра «Угадай на ощупь» (с геометрическими фигурами).
7. Игра «Да-нет» (уточнение некоторых свойств геометрических фигур методом контрольных вопросов).
8. Игра-опыт по получению промежуточных цветов из двух других, из лежащих рядом.
9. Физкультминутка (с использованием карточек-схем упражнений).
10. Игра «Угадай предмет» (на основе зрительно-воспринимаемой информации в виде карточек-схем).
11. Поиск сюрприза от Незнайки, пользуясь планом помещений группы.
12. Анализ содержания проделанной работы.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель с детьми заходят в группу и подходят к столу, на котором стоит портрет Незнайки и лежит письмо от него. Дети узнают Незнайку. Воспитатель зачитывает его письмо.
«Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я заходил к вам в гости, но не застал вас. У вас в группе так много разных интересных игр, и я не удержался, поиграл в них. Извините, что без разрешения. Но, к сожалению, я не уверен, что все сделал правильно. Поэтому я хочу вас попросить исправить мои ошибки. Я уверен, что вы справитесь. Заранее вам благодарен. До свидания.
Ваш Незнайка»
Воспитатель предлагает детям отправиться по следам Незнайки, найти и исправить все его ошибки и заодно еще раз поиграть в их любимые игры. Напоминает о правилах поведения во время «путешествия».
В групповой комнате на отдельных столах разложены дидактические игры, в которых Незнайка «играл», и задания. Путь Незнайки обозначен на полу стрелками. Дети, ориентируясь по этим стрелкам, вместе с воспитателями подходят поочередно к столам, находят и анализируют ошибки, исправляют их, комментируя свои действия.
-1-
Д/и «Раздели фигуры» (или «Выбери правило»).
Дид. задача. Закреплять умение группировать геометрические фигуры по одному, двум и трем признакам, опираясь на блоки Деньеша.
Незнайка разделил все имеющиеся геометрические фигуры по признаку цвета. Дети исправляют его ошибки. Затем выполняют задания на разделения фигур по двум и по трем признакам.
Например :
1. Найди все красные фигуры.
2. Найди все синие треугольники.
3. Найди большой зеленый вал.
-2-
На следующем столе Незнайка составил из отдельных лепестков «цветик-семицветик.»
Дети исправляют его ошибки. Затем играют в игру «Живой цветок». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сама раскладывает на полу лепестки в произвольном порядке, произносит при этом “ш-ш-ш” : “Начался ветер, раскидал по земле лепестки. ” Дети берут по одному лепестку и складывают цветок. Игра проводится три раза. Дети имитируют ветер слабый, сильный, очень сильный, соответственно произнося «ш-ш-ш» с разной силой голоса, и собирают цветик-семицветик на полу, в воздухе над полом и на столе, каждый раз меняясь лепестками и называя их цвет.
-3-
Дидактические упражнения с геометрическими фигурами.
Дидактическая задача. Закрепить названия пяти эталонов формы – геометрических фигур, закрепить приемы обследования геометрических фигур обведением контура пальцем и прослеживанием взглядом движений руки.
1. — Ребята, я хочу загадать вам загадки, но необычные, не словесные. Отгадки этих загадок находятся на кончике моего указательного пальца. Поэтому внимательно следите за ним. Воспитатель «рисует» в воздухе контуры геометрических фигур. Дети определяют эти фигуры, называют их, тоже рисуют.
2. Следуя по маршруту, дети останавливаются возле сундучка, просят его открыться:
«Сундучок, сундучок,
Открой свой бочок!»
Игра «Угадай на ощупь».
Из сундучка дети достают каждый по мешочку, в них по одной большой геометрической фигуре. Дети угадывают фигуры на ощупь, называют их.
Игра «Да-нет».
На дне сундучка воспитатель обнаруживают волшебную палочку.
- Ребята, я вам верю, но проверю, на самом ли деле вы хорошо знаете фигуры. Но вначале я вас всех превращу с помощью своей волшебной палочки в эти самые фигурки, так вам легче будет рассказывать (как будто о себе).
Пример. – Ваня, ты треугольник?
- Нет.
- Ты квадрат?
- Да.
- У тебя три стороны?
- Нет.
- У тебя четыре стороны?
- Да.
- Ты можешь катиться?
- Нет.
- Тебе углы мешают?
- Да.
- Солнце по форме похоже на тебя?
- Нет.
- Крышка стола бывает похожей на тебя?
- Да.
-4-
Игра-опыт по окрашиванию воды.
На столе стоят баночки с окрашенной водичкой красного, синего и желтого цветов, три пустые баночки, конверт (в нем игры «цветные примеры»).
- Ребята, как вы думаете, что тут делал Незнайка, как играл?
- Он окрашивал воду.
- В какие цвета?
- В красный, синий, желтый.
- Почему только в такие цвета?
- Наверное, у него были краски только таких цветов.
- Как вы думаете, ребята, Незнайке было бы интересно окрасить воду еще в какие-то другие цвета?
- Да.
- А мы умеем это делать? Сможем?
- Да.
- А как? Ведь у нас тоже нет других красок.
Ответы детей.
Вывод.
Да. Мы можем получить еще три цвета, используя имеющиеся три.
- Какие же это цвета?
- Оранжевый, зеленый, фиолетовый.
«Цветные примеры».
- Чтобы не ошибиться, вначале мы проделаем это на цветных карточках, «порешаем цветные примеры».
Далее дети получают оранжевую, зеленую и фиолетовую водички смешением водичек соответствующих цветов.
Затем воспитатель обращает внимание детей на баночки с водой, окрашенные в белый и черный цвета. Предлагает угадать, какой цвет может получиться при их смешении. Дети высказывают свои предположения, затем проверяют их на опыте.
-5-
Физкультминутка (с использованием карточек – схем упражнений).
Следующая стрелка привела детей к карточке с изображением Маленького Человечка.
- Ребята, Маленький Человечек приглашает нас на веселую минутку.
Воспитатель включает запись ритмичной карты – схемы упражнений, дети выполняют.
-6-
Игры с подушкой.
Очередная стрелка ведет к многофункциональной дидактической подушке.
1. Релаксация.
Подушка лежит на ковре нижней стороной вверх. Дети ложатся на спину, головой на подушку. Звучит тихая, приятная музыка.
2. Затем, дети садятся на колени вокруг подушки, переворачивают ее на лицевую сторону, гладят и благодарят ее, придумывают для нее ласковые, добрые слова.
3. В одном из них дети находят письмо от Незнайки, конверт с карточками для игры «Угадай предмет» и план помещений группы. Воспитатель читает письмо.
«Привет, ребята! Это снова я, Незнайка. Вот и закончилось ваше путешествие. Молодцы, ребята! Вы сумели исправить все мои ошибки и задания выполнили тоже».
Воспитатель прерывает чтение письма и обращается к детям.
- Ребята, какие ошибки мы помогли исправить Незнайке?
- А какие его задания мы выполнили?
- Понравилось вам ваше путешествие по следам незнайки?
Воспитатель продолжает чтение письма:
«Я очень рад за вас, ребята, и хочу порадовать вас тоже. Я приготовил вам сюрприз. Но вначале нужно его угадать, а потом найти. Удачи, ребята!
До свиданья. Ваш Незнайка.»
-7-
Игра «Угадай предмет».
Воспитатель напоминает правило:
«Нужно убрать все карточки, не относящиеся к данному предмету. По оставшимся карточкам нужно угадать предмет».
1. Назначение.
Не одежда, не мебель, не еда. Значит… (игрушка).
2. Материал.
«Этот предмет не деревянный, не стеклянный, не металлический. Значит… (резиновый)».
3. Цвет.
«Он бывает всех цветов радуги, только черным не бывает».
4. Где с ним можно поиграть?
«Не на земле, не на столе. Значит… (в воздухе). То есть его можно». То есть его можно бросать, ловить, просто нести.
Итак, этим предметом является игрушка – резиновая, разноцветная, с ней играют в воздухе. Что же это?
(Воздушный шарик).
Если дети не смогут угадать, воспитатель уточняет еще одно свойство данного предмета :
«Он легкий как пушинка».
-8-
Поиск сюрприза от Незнайки, пользуясь планом помещений группы.
Дети рассматривают план и, пользуясь им, находят в одном из помещений (или в спальне, или в раздевальной комнате) воздушные шарики и медали «Умнику», «Умнице