Наталия Плебух
«Я — маленький человек». Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР. Составление синквейна по лексической теме.
Задачи:
- учить детей правильно высказывать свои мысли, строя сложноподчинённое предложение;
- учить детей грамотно задавать вопросы, используя обращения;
- формировать у детей умение высказывать пожелания друг другу;
- развитие зрительного внимания и памяти;
Публикация «„Я — маленький человек“, Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
-Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
-Совершенствовать вербальный анализ и синтез.
-Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
Коррекционные:
устранение специфических речевых нарушений;
-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
-расширение лексического запаса, активизировать словарь прилагательных (признаков, глаголов (действий);
-развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
-совершенствование общей и мелкой моторики;
-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
-развитие творческой фантазии и воображения.
Воспитательные:
-воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;
-воспитание культуры поведения на занятии;
-совершенствование навыков работы в команде, умения действовать слаженно, сообща;
-создавание на занятии доброжелательной эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и логопеда.
Оборудование:
Микрофоны (по количеству пар участников, эмблемы «звезда», «журналист», карточки с изображением признака предмета, карточки с изображением действия предмета, мольберт, поэтическое кресло, графическое изображение синквейна, фотографии детей в действии, массажный мяч, музыкальное сопровождение, су-джок кольца, зеркала.
Предварительная работа:
- Знакомство с понятим предмет, признак предмета, действие предмета.
- Составление синквейна по лексическим темам.
- Работа по графическим схемам. (Схема составления синквейна).
- Овладение упражнениями дыхательной гимнастики С. Стрельниковой.
- Внедрение кинезиологических упражнений.
- Совершенствование умения составлять предложения.
- Использование дидактических игр в обогащении словарного запаса.
Использование массажера Су-джок при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас, узнать как мы живем и познайомиться с нами поближе. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои пожелания!
Пожелания детей.
Коммуникативно-речевая игра «Ласковое слово»
(Цель которого, настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Логопед. Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.Волшебный мячик я возьму и ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу «волшебный мячик», говоря при этом добрые, ласковые слова: солнышко мое ясное, котенок мой ласковый, звездочка моя ясная, ручеек мой журчащий, ласточка моя ненаглядная, цветочек мой нежный, песенка моя звонкая, лучик солнечный, ягодка сладкая) .
Игра «Фотограф»
- Скажите, ребята, а что вы любите делать в детском саду?
- Играть!
-Я так и думала, поэтому взяла на занятие ваши любимые игрушки.
Под музыку дети играют с игрушками (самолет, книга, коляска, мягкая игрушка, машина, кукла.)
Логопед начинает фотографировать детей, свободно играющих в группе, и произносит фразу: «Стоп-кадр». Затем садится и начинает рассматривать «фотографии» привлекая к просмотру детей. Используются фотографии детей. Дети определяют действие (что делает) и признак (какой, какая)
Примерные ответы детей: милая, серьезный, задумчивый, веселый, загадочная, танцует, заботится, помогат, занимается, спортивный, интелектуальный, коммуникабельный, талантливый, прыгает. плавает)
Дети озвучивают изображения на карточках и размещают их на мольберте.
Кинезиологическое упражнение «Колечко»
-Вот такие ребята ходят в наш детский сад.
«Колечко». Поочередно, как можно быстрее. Перебирать пальцы рук,соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,средний и т. д.
Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад,
Все садились за обед и съедали сто котлет,
А потом ложились спать, начинай рассказ опять.
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок колец
Автоматизация звука (ш).
-В нашу группу ходят дети с разными имена.
Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука (ш)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа, (мизинец)
Дыхательная гимнастика
(А. Н. Стрельниковой)
1. Разминка
Помните о вдохе! Нюхайте воздух!
Логопед: Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.
Мы сегодня так играем –
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? Не понять –
Нужно носиком вдыхать.
Вдох-вдох-вдох-вдох.
Гарью пахнет – ох-ох!
2. «Шаги»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох.
Аты-баты, аты-баты.
А сегодня мы солдаты.
Левой-правой мы шагаем.
Быстро воздух мы вдыхаем.
3. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Подражать мы будем кошке
В кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –
Делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –
Мышку быстро мы поймаем!
Повороты и наклоны головы
Логоритмическое упражнение «Буги-Вуги»
- Любим мы танцевать.
(Исполнение упражнения под музыку в соответствии с текстом.)
Это правая рука, это правая нога,
Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.
Это левая рука, это левая нога,
Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами – топ, топ, топ.
Кулаками постучим,
Повернемся и молчим.
Игра «Интервью»
-Как интересно превращаться. Превращаю вас в «звезд» и «журналистов».
Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «звезду» и взять у него интервью. Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и звезд. Кто начнет первым?
Дети выбирают эмблемы – «звезда» и «журналист»
Задание: взять интервью. (Примерные вопросы)
-Как живете? Что делали вчера? Чем занимаетесь в свободное время? Что любите? О чем мечтаете? Кем хотите стать? Есть ли у вас домашние животные? Какое время года самое любимое?
Логопед выступает в роли наблюдателя. Оценивается степень внимания к партнеру, культуру общения, артистизм.
Релаксация
Логопед:Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Замедляется движение,
Исчезает напряжение
И становится понятно,
Расслабляться так приятно.
-Покажем какими мы будем большими (потягивания вверх)
А тепер мы озорные (руки разводят в стороны, чувствуя напряжение)
Были мы совсем младенцами (принимают позу «ребенка»)
Отдыхают. Звучит спокойная музыка.
Логопед: Вы отдыхаете, каждая клеточка вашого тела отдыхает,вы расслабленны, у вас все хорошо….Медленно поднимаемся…Чувствуем себя отдохнувшими.
Артикуляционная гимнастика
-Наш девиз:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не надо нам спешить.
Так спокойно, так приятно.
Говорим - и всем понятно.
-Друг на друга посмотрите упражнения покажите.
Дети выполняют соответствующие артикуляционные упражнения.
-Все мы разные, бываем толстые, худые, веселые, удивленные, и даже плаксивые (Мимические упражнения)
-Каждое утро ребята просыпаются «Окошко», чистят зубки «Чистим зубки», расчесываются «Расческа», бегут в детский сад «Часики», а там много дел: мы будем рисовать «Маляр», лепить из пластилина «Месим тесто», кататься на качелях «Качели», с горки «Горка», кушать конфеты «Конфетка», пить чай из чашки «Чашка», есть блинчики «Блинчик». И конечно улыбаться «Улыбка».
-Подарим улыбки друг другу и нашим гостям.
Создание синквейна
Зажигается свеча, включается магнитофонная запись, далее каждый ребенок читает свое произведение в поэтическом кресле. Дети, оценивая стихотворение, говорят комплименты друг другу.
Примерный синквейн :
Алина
Умная, спортивная
Танцует, веселится, помогает
Я люблю петь
Певица, ромашка
Итог. Подарок гостям: Синквейн «Гости»
Гости
Шумные,, долгожданные, приветливые
Приходят, веселят, уходят
Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро
Радость, веселье