Светлана Черникова
Конспект занятия с родителями подготовительной к школе группы в рамках семейного клуба «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовительной к школе группы
в рамках семейного клуба
«Скоро в школу»
Публикация «Конспект занятия с родителями подготовительной к школе группы в рамках семейного клуба „Скоро в школу“» размещена в разделах
Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы, помочь родителям овладеть игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для подготовки к школе.
Задачи:
• Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
• Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
• Оптимизация детско-родительских отношений.
• Формирование учебной мотивации у детей
• Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
• Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Уважаемые родители, рада вас приветствовать сегодня.
Ваши дети скоро станут первоклассниками, и сегодня мы с вами поговорим о подготовке ребенка к школе.
Что обеспечит успех ребенка в школе? Что больше всего способствует возникновению желания учиться? Как поддержать интерес ребенка к обучению в школе и вместе с ним преодолевать все трудности? Давайте обсудим эти вопросы.
Задание для родителей (слайд).
Выберите из предложенных в данной схеме три, по вашему мнению, главных фактора, которые позволят ребенку успешно обучаться в школе. Рассмотрите их по степени значимости:
1 физическое здоровье.
2. развитый интеллект.
З. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
4. Умение считать и читать.
5. Выносливость и работоспособность.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
9. игровая деятельность.
Обоснуйте свой выбор
А теперь, хотелось бы привести ситуативный пример: «Мать 10-летнего мальчика рассказала:
Может быть, мы виноваты сами — чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый — он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый мальчишка. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу — вдруг опять неудача? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, мальчики ее раздражали своей беспокойностью. После второго класса он уже к пятеркам и не рвался, но учение было нерадостно для него. А дальше — пошло-поехало…»
Как вы думаете, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы исключить подобные ситуации?
После обсуждения ситуации ведущий подводит итоги:
— Родительские притязания основаны не на понимании и учете реальных возможностей ребенка, а на абстрактных представлениях о некоем идеале. Крах родительских надежд неминуемо становится источником детских страданий. Теряя уверенность в родительской любви, ребенок лишается уверенности в себе. Здесь налицо ситуация завышенных требований. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! — говорят родители, как будто их собственное самоутверждение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты будешь причиной моего внутреннего состояния и переживаний». На ребенка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для него.
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.
Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники… всего не перечислить. Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».
Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.
Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойства, чем у родителей.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе (слайд) :
- смена режима сна и питания;
- смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;
- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);
- смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;
- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;
- необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;
- необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену – и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
- коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Переход в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л. С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».
Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода.
Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития.
Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Для многих родителей детская игра - пустое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру. А игровая деятельность - основа психического развития дошкольника. В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе. Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой. Практика показала: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.
История от Даши С., 6 лет 3 месяца. Посещает подготовительную к школе группу, занятия по подготовке к школе, музыкальную школу и дополнительные занятия по рисованию в детском саду. Все занятия посещает охотно. на первый взгляд.
- Жил-был мальчик Степа. Было ему всего полтора годика. Он еще не ходил, только ползал, в штанишки писал и говорить умел только три слова: мама, папа и киса. Он даже играть еще не умел ни во что; его только старшая сестра немного научила. Но он был большой и толстый, и родители решили его в школу отдать, чтоб Степа учился и пятерки получал, а они им бы гордились. А сначала отдали его на курсы, на пятидневку! Учительница там строгая-престрогая. Она спрашивает Степу: "Сколько будет сто плюс двести?" Степа не знает, что сказать, и плачет, плачет. Очень громко! Учительница позвонила родителям домой и говорит : "Заберите вашего мальчика. Он противно плачет и ничего не знает!" Родители рассердились, Степку отругали, телевизор смотреть ему не разрешили и на другие курсы потащили, потому что ведь в школу все равно идти придется. Даже если Степа не захочет, его на коляске отвезут. И даже если заболеет, скажут: "Это ты нарочно кашляешь, чтобы в школу не ходить".
- Даша, ну и что же Степе делать? Как ему быть?
- Ему, наверное, придется спрятаться где-нибудь и там сидеть и ждать, когда он вырастет. Тогда он сможет сам на работу ходить. И дом он купит далеко-далеко от школы.
Обсуждение.
Так давайте дадим нашим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость. И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.
Приглашение детей.
1. Игра-приветствие: «Эхо». Тот, кто стоит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Играть мы будем в командах, за каждый правильный ответ команда будет получать фишку (магнит) в таблицу результатов (на магнитную доску).
2. Игра «Деление на команды»
Родители и дети получают буквы, из которых должно сложиться название двух команд «Умники» и «Знайки». Далее игра идет за 2 столами, по командам.
3. Игра «Логические задачи»
Предлагается по три устных задачи детям и по три задачи родителям.
Логические задачи родителям :
Без чего хлеб не испечь? (без корки)
Сколько месяцев в году имеет 28 дней? (все месяцы)
Что не войдет в самую большую кастрюлю? (Ее крышка)
Что поднять с земли легко, но трудно кинуть далеко? (пух)
Логические задачи для детей:
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка)
Горело 3 свечи, одна погасла. Сколько свечей осталось? (Одна осталась, две сгорели).
На сосне созрело 40 апельсинов, 10 упали. Сколько апельсинов осталось? (ни сколько)
Первый страус долетел до пруда за 5 минут, а второй за 10 минут. Кто оказался быстрее? (Никто)
Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)
4. Упражнение «Счетные палочки»
Задача для детей: Приготовьте по 6 палочек, составьте домик, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок (см. приложение)
Задача для взрослых: Приготовьте 10 палочек, выложите фигуру, похожую на ключ (по образцу). Переложите 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.
Перемена (звенит звонок)
Упражнение «Зеркало»
Взрослые и дети разбиваются на пары. Первый участник изображает движения человека, второй стремится в точности повторить его движения, затем наоборот.
Обсуждение: Что было труднее – быть ведущим или повторяющим? Какая роль больше понравилась?
Данное упражнение позволяет сменить авторитарные акценты в семье, родителям прислушаться, лучше понять, почувствовать собственного ребенка, получить от него новые знания и способы общения. В свою очередь через это упражнение ребенок может более ясно почувствовать поддержку и эмоциональную связь с матерью, поскольку он видит и чувствует, что та находится с ним в контакте, а также опыт самостоятельности.
Игра «Слово заблудилось»
Все участники внимательно слушают фразы, в которых используются неподходящие по смыслу слова:
o На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка)
o На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки)
o На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос)
o Вкусная сварилась Маша, где большая крошка наша? (каша, ложка)
o Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок. (пирожок, внучок)
Игра «Да и нет не говори»
Вопросы задаются каждому участнику по очереди – ведущий бросает мяч. Тот, кто отвечает неправильно – выходит из игры, по итогам определяется самый внимательный участник:
Тебя зовут Вася?
Ты ходишь в детский сад?
Ты ходишь на работу?
Коровы умеют летать?
Ты живешь в Москве?
Конфеты бывают горькими?
Пятый этаж выше шестого?
Ночью солнце светит?
Ты играешь в куклы?
Ты любишь мороженое?
Умеешь ходить на руках?
Волк боится зайца?
Сейчас на улице идет дождь?
Упражнение «В детском саду хорошо, а в школе лучше».
Ребенок начинает «В детском саду хорошо, потому что…», а дальше родитель говорит «А в школе лучше, потому что…»
Звонок. Конец перемены.
5. Упражнение «Буквы»
Родители ищут буквы в «зашумленных изображениях», чем больше, тем лучше.
Дети вставляют пропущенные буквы в слова из трех букв, чтобы получилось осмысленное слово.
М…Р Л…К М…К П….Р Б…К С… Р Р…К М…Л С…К
6. Игра «Загадки»
Ребенок из одной команды описывает скрытую картинку, на которой нарисована школьная принадлежность, взрослые противоположной команды отгадывают, и наоборот.
Рефлексия
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги в виде листочка напишите внутри контура свои ответы на вопрос.
- Больше всего мне понравилось (не понравилось)
Вопрос детям:
Если на нашей игре вам было скучно, задания были трудные и вам не понравилось, то топайте ногами, сделайте «кислое» лицо и громко скажите «У_У_У…»
Если же вам было весело, все понравилось, а задания были интересными, то хлопайте в ладоши, широко улыбайтесь и кричите: «Ура!»
Завершение
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Желаем вам добра, взаимопонимания и успехов!