Оксана Васильева
Конспект итогового занятия по развитию речи «Миша хочет в Школу» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «МИША ХОЧЕТ В ШКОЛУ»
(подготовительная к школе группа)
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО «РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
Подготовительная группа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Миша хочет в Школу“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-Продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение.
-Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. -Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу Кто? или Что?
-Закреплять умение называть слова в единственном и множественном числе, слова с противоположным значением.
Закреплять умение называть слова с заданным начальным слогом.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
-Продолжать развивать фонематический слух, речь.
-Развивать познавательный интерес, внимание, память.
-Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Разучивание речевой разминки, слов физкультминутки; написание конспекта; изучение методической литературы
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
4 письма в конвертах, три плаката с изображением домиков, картинки со звуком [ш] в разных позициях, две корзины разного цвета, наборы карточек с одушевленными и неодушевленными предметами; квадраты синего, зеленого и красного цвета для демонстрации на доске и для раздаточного материала; карточки со словами «Миша», «шишки», карточки со слогами ша, шу, ши, коробка с шоколадками.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: практические, словесные, наглядные, игровые, поощрительные.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:
Письмо от мальчика по имени Миша.
Х ОД ЗАНЯТИЯ :
Дети заходят в группу
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
1. Первое задание:
Логоритмика на звук [ш].
«Рассыпались по коврику» : (Выполняют движения в соответствии со словами)
Мы пошли, пошли, пошли (ходьба на месте)
Шишку взяли малыши (наклонились)
Дальше мы опять пошли (ходьба на месте)
Что растет здесь? Камыши.
Ветер дует ш-ш-ш
Зашумели камыши (наклоны в стороны)
Ну а мы опять пошли (ходьба на месте)
И к игрушкам подошли
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (прикладывают указательный палец к губам – жест «тише»)
Мы пошли, пошли, пошли
На места к себе пришли
Потянулись, улыбнулись
И уселись помогать.
(Дети садятся на свои места.)
Сели, ножки поставили вместе, спинки выпрямили.
«Скажите, какой звук вы слышали чаще других? ([ш])
Правильно! Это звук [ш]. Молодцы!»
Ребята, давайте вспомним чем буквы отличаются от звуков?. (Буквы мы пишем, читаем, а звуки произносим и слышим)
Какие бывают звуки?. (гласные и согласные, твердые и мягкие)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?. (согласные мы произносим с преградой, а гласные протяжно без преград)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом)
Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?. (твердые – синим цветом, мягкие – зеленым цветом)
Какие согласные звуки всегда только твердые?. ([ж] [ш] [ц])
Какие согласные звуки всегда только мягкие?. ([щ] [ч] [й])
Молодцы!
2. Второе задание:
«Вы знаете, к нам в группу сегодня утром принесли письмо от мальчика по имени Миша. Он пишет, что его не берут в школу, так как он ничего не знает, ничего у него не получается и просит ребят группы «Лучик» помочь ему».
Воспитатель: «Ну что, ребята, вы согласны помочь Мише?»(Да)
На доске три домика. В первом схема со звуком [ш] в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце слова. Воспитатель показывает картинки с предметами, в названии которых есть звук [ш] в разных позициях. Необходимо отправить их в свои домики. Шапка, шарф, шкаф, вишня, чашка, кошка, ландыш, камыш, душ. При произнесении слова выделять звук [ш].
«Вы знаете, Миша не умеет различать место звука в слове. Давайте покажем Мише, как это делается. Посмотрите на доску. Здесь изображены три домика. В каждом домике по три квартиры. Но в них нет жильцов. Нужно их заселить. Под каждым домиком находится схема слова. Я буду показывать вам карточки с предметами, в названии которых есть звук [ш]. Если звук [ш] слышится в начале слова, нужно поселить его в первый домик. Если этот звук слышится в середине слова, то нужно его поселить во второй домик. Если звук [ш] слышится в конце слова, то следует отправить его в третий домик».
«Я так рада, что вы справились и с этим заданием! Значит можно переходить к следующему, чтобы помочь Мише.
3. Третье задание:
Набор картинок и две корзинки разного цвета.
Задача: В коричневую корзинку сложить картинки отвечающие на вопрос Кто, а в желтую корзинку - на вопрос Что?
«Ребята, Миша не знает, какие предметы отвечают на вопрос Кто, а какие - на вопрос Что? Давайте расскажем, какие предметы отвечают на вопрос Кто?. (Одушевленные) Правильно! На вопрос Что?. (Неодушевленные)
Ребята, у меня есть карточки, которые нужно разложить по корзинкам.
Если предмет на карточке отвечает на вопрос Кто, то карточку нужно положить в коричневую корзинку. Если предмет на картинке отвечает на вопрос Что? – в желтую корзинку.
Шишка, карандаш, кошка, лошадь, шарик, лягушка.
«Молодцы ребята, задание выполнили правильно! А теперь можно немного передохнуть во время физкультминутки»
Физкультминутка. (Выполняется детьми без воспитателя 2 раза)
«Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
«Садимся тихонько на свои места. Вы такие молодцы, справились с заданиями. В письме от Миши написано следующее задание»
4. Четвё ртое задание:
Звукобуквенный разбор слов: Миша, шишки, школа. Деление их на слоги, определение ударного слога, перенос ударения, прочтение слова с перенесенным ударением и чтение слова нормативно.
На доске карточки со словами «Миша», «шишка».
«Миша просит научить его определять какие звуки в словах – гласные или согласные, твердые или мягкие. На доске написаны два слова. Надя, прочитай первое слово.» (Миша) «Хорошо. Ребята, как вы думаете почему слово Миша написано с заглавной буквы «М» (эм). (Это имя. Имена пишутся с заглавной буквы).
«Правильно! Как мы определяем, сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков столько и слогов) Сколько слогов в этом слове?. (Два) Молодцы!
Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово.» Какой слог ударный – первый или второй? Молодцы!
Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова. Лера, помоги, пожалуйста, выходи к доске. В нижнем ряду находятся квадраты красного, синего и зеленого цвета. Под каждым звуком нужно поставить квадрат нужного цвета. Первая буква в этом слове эМ. Какой звук обозначает буква эМ ([м]) Это гласный или согласный?. (согласный) Твердый или мягкий?. (мягкий) Значит квадрат какого цвета нужно поставить?. (зеленый) Правильно. Вторая буква в слове И. Какой звук обозначает буква И. ([и]) Это гласный или согласный?. (гласный) Значит какого цвета квадрат нужно поставить?. (красный) Третья буква в слове Ша. Какой звук обозначает буква Ша? ([ш]. Это согласный твердый звук, квадрат синего цвета) Четвертая буква в слове А. Какой звук обозначает буква А? ([а]. Это гласный звук, квадрат красного цвета) Затем делают звуковой анализ слова шишки с помощью квадратов красного, синего и зеленого цвета и делят их на слоги. «Ребята, скажите, правильно ли Надя определила, что в слове «шишка» первый звук [ш] твердый?» (Да, звук [ш] всегда твердый)
Дети садятся на свои места.
«А теперь попробуем составить предложение с данными словами и составим схему этого предложения.» (Миша сорвал шишку)
«Здорово! И это задание вы выполнили верно!»
5. Пятое задание:
В письме написано следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много».
Я называю предмет один, а вы - когда предметов много. Например, один мяч - много мячей
Один дом – много (домов,
Одна шишка – много (шишек,
один носок и много… (носков,
одно ухо и много (ушей,
одно пальто и много (пальто,
один шар – много (шаров).
«А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» Например, я говорю - ночь, а вы говорите - день,
Холодный - (горячий,
сухой - (мокрый)
Тяжело - (легко,
густая каша – (жидкая,
солнечная погода - (пасмурная,
смелый ребенок - (трусливый).
легкий- тяжелый.
Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания.
Давайте дадим вашим глазкам отдохнуть.
«Чтоб глаза твои зорче были»
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево по быстрей.
Удивимся что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше — БУДЬ ЗДОРОВ!
«Наши глазки отдохнули. А теперь давайте узнаем, что же дальше написано в Мишином письме? Он пишет, что знает очень мало слов.
6. Шестое задание.
На доске написаны слоги: ша, шу, ши. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с этих слогов.
«Ребята, перед вами на доске написаны слоги. Давайте прочитаем первый слог (ша) Нужно назвать как можно больше слов которые начинаются со слога ша. Например, шалаш.
Ша - (шалаш, шарф, шкаф, шампунь, шар, шарик, шайба, шаг, шагать)
Шу – (шум, шуруп, шустрый, шуба, шутка, шут, шумит, шумный)
Ши – (шишка, ширма, шип, шипит, ширина, широкий)
«Как много слов вы знаете! Молодцы!»
7. Седьмое задание
В письме от Миши написано следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой?»
Например, я говорю шкаф из дерева. Значит, шкаф какой? Деревянный.
Игрушка из пластмассы – (пластмассовая игрушка,
Сорочка из хлопка – (хлопковая сорочка,
Труба из металла – (металлическая труба,
Ваза из стекла – (стеклянная ваза,
Халат из шелка – (шелковый халат,
Сок из груши - (грушевый сок).
«Очень хорошо. Давайте посмотрим, что дальше написано в письме от Миши.
Ребята, Миша пишет, что он не сомневался, что вы сумеете выполнить все задания и приготовил для вас сюрприз, но его нужно найти. Первая подсказка находится в конверте на шкафу слева от доски, если стоять к ней лицом. Дети находят конверт. Воспитатель читает: "У стены, находящейся напротив окна стоит шкаф. На полке за зелеными дверцами шкафа лежит конверт с подсказкой». Дети находят конверт. Воспитатель читает: «Если стоять лицом к двери в спальню, справа от вас есть стойка с книгами. На верхней полке лежит коробка, а в ней для вас сюрприз».
Дети находят коробку – в ней шоколадки. Воспитатель интересуется, что дети нашли. (Шоколадки) Есть ли в названии звук [ш] и его местоположение в слове. После того как дети разобрали шоколадки в коробке осталась одна. Воспитатель: "Ой, а в коробке осталась одна шоколадка, что же мне с ней делать?" Дети высказывают свое мнение. На дне в коробке письмо от Миши, в котором он благодарит ребят и пишет, что теперь смело пойдет учиться в школу.
«Ребята, скажите, какой звук мы сегодня слышали чаще других? ([ш])
Назовите слова со звуком [ш]? Что вам больше всего запомнилось? Какое задание было самим легким? А какое самым трудным? Какое у вас, настроение?» (Ответы детей).
Спасибо. Вы молодцы!