МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы «Волшебная соль»

Татьяна Чертыгашева
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

• сформировать у детей 6-7 лет элементарные представления о родном крае - Хакасии;

• познакомить с озером Тус;

• воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу;

• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем исследования;

• познакомиться со способами выращивания кристаллов;

• освоить методику выращивания кристаллов.

Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы „Волшебная соль“» размещена в разделах

Объект исследования: кристаллы

Предмет исследования: процесс кристаллизации

Методы исследования:

• работа с источниками информации

• наблюдение

• эксперимент

• фиксирование результатов

Материалы и оборудование: картинки с изображением достопримечательностей Хакасии, озера Тус; картинки на тему «Кристаллы в природе»; поваренная соль, салфетка, стакан.

Введение. Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Актуальность темы: Мы живем в удивительной стране, где много красивых, завораживающих и целебных мест. А знаете Вы, где можно читать газету, лежа на воде? Да у нас в России - в Хакасии, на целебном озере Тус. Оно такое соленое, что в нем не утонешь, а соль, содержащаяся в нем, постепенно кристаллизуется. Меня заинтересовало, как это происходит? Как они (кристаллы) появляются? Можно ли вырастить кристалл в домашних условиях? Как долго понадобится времени для выращивания кристаллов? И какие они будут?

Основная часть.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека на земле есть Родина. Кто из вас скажет, как называется Республика, в которой мы родились и живем?

Дети. Мы живем в Республике Хакасия.

Воспитатель. Вам нравится наша малая Родина - Хакасия? Чем она вам нравится?

Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат фотографии с достопримечательностями Хакасии. Рассматривают их.

Воспитатель. Ребята посмотрите на эту фотографию (показывает Мертвое море, которое находится в Израиле). Вы знаете, как называется это море?

Ответы детей.

Воспитатель. Мертвое море - солёное озеро, расположенное на территории Израиля и Иордании. Побережье Мёртвого моря является самым низким участком суши на Земле. Уровень Мертвого моря продолжает снижаться. Этот удивительный водоем называется "мёртвым", потому что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы. А вы знаете, что у нас в Хакасии есть свое Мертвое море, а называется оно озеро Тус (показывает фотографию). Соленое озеро Тус - это российский аналог Мертвого моря, на котором ежегодно отдыхают и лечатся тысячи отдыхающих. Вода в озере очень плотная. Там так много соли, что часть её не может раствориться в воде и выпадает осадком на дно до 30 см толщиной. Можно купаться, уверенно держась на поверхности и читать газету, например.

Воспитатель. Дети, вы знаете, где оно находится?

Ответы детей.

Воспитатель. Озеро Тус находится в Ширинском районе среди холмистой безлесой степи северной части Хакасии (показывает на карте).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему человек держится на воде, как поплавок, и не идет на дно, как на обычном озере.

Ответы детей.

Воспитатель. Вода в озере на столько соленая, что она держит нас на плаву и не дает пойти на дно, выталкивая на поверхность.

Воспитатель. Обратите внимание, края озера покрыты соляными залежами.

Это явление в природе называется кристаллизация. Иногда кристаллы образуются прямо из паров, а не из жидкости. В этом случае они бывают особенно правильными. Примером этого является образование инея и снежинок из водяных паров воздуха. Но нас с вами сегодня интересует кристаллизация озера Тус.

Можно ли такую красоту вырастить дома? Давайте сегодня с вами попробуем вырастить настоящий кристалл.

До начала проведения опыта необходимо сказать детям, что кристалл будет расти медленно, в течение нескольких недель. И о нем необходимо заботиться и лишний раз не трогать.

Опыт.

Процесс выращивания не требует наличия каких-то особых химических препаратов. У нас всех есть пищевая соль (или поваренная соль, которую мы принимаем в пищу. Кристаллы поваренной соли NaCl представляют собой бесцветные прозрачные кубики.

Этап 1:

Растворим соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогреть нужно для того, чтобы соли растворилось немного больше, чем может раствориться при комнатной температуре). Растворяем соль до тех пор, пока будем уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен)

Этап 2:

Насыщенный раствор перельём в другую емкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться). Раствор процедили через фильтр (мы воспользовались салфеткой, можно взять промокашку или вату). Процеживать раствор обязательно, потому что соринки могут помешать росту красивых кристаллов.

Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы. На этом этапе следим, чтобы раствор не особо остывал.

Этап 3:

Привяжем на нитку кристаллик соли, нитку привяжем, например, к спичке и положим спичку на край стакана (ёмкости, где налит насыщенный раствор. Кристаллик опустим в насыщенный раствор.

Важно держать раствор подальше от сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдение этих условий).

Этап 5:

Накроем чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом (например, бумагой) от попадания пыли и мусора. Оставим раствор на пару дней.

Важно помнить:

1. Кристаллик нельзя (при росте) без особой причины вынимать из раствора

2. Не допускать попадания мусора в насыщенный раствор

3. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор

4. Не следует раскрашивать раствор, где растёт ваш кристалл, например красками или чем-нибудь подобным, - это лишь испортит сам раствор, а кристалл всё же не покрасит! Лучший способ получить цветные кристаллы - это подобрать нужную по цвету соль!

После проведения опыта стенки стакана были покрыты слоем соли. Данный процесс в стакане является моделью того, что происходит в природе.

Заключение.

В целом, исследование с поваренной солью оказалось интересным, красивым и полезным занятием. На протяжении всего эксперимента дети с большим любопытством наблюдали за ростом кристалла.

Выводы:

• при благоприятных условиях некоторые твердые тела принимают форму кристаллов;

• кристаллы могут расти за счет добавления новых слоев, если есть нужное вещество (то есть, чтобы кристалл «рос» красивым за ним нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор, счищать некрасивые наросты);

• кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода;

• кристаллы различных веществ имеют разную форму;

• на форму кристаллов соли оказывает влияние температура (изменяется форма кристаллов и число граней кристаллов);

• если погрузить кристалл в слабый солевой раствор, или в раствор, который не успел остыть, кристалл, к сожалению, разрушается;

• из раствора с небольшим содержанием соли вырастить кристалл в короткие сроки нельзя.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей первой младшей группы «Следы котенка» Конспект НОД по познавательно речевому развитию детей 1 младшей группы детского сада. Бычкова Наталья Олеговна Задачи: Образовательные:.

«Соль и ее чудесные свойства». НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы «Соль и ее чудесные свойства» НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы. Цель: систематизировать представления детей.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому направлению «Путешествие капельки» для средней группы Цель: Закрепить знания детей о воде и её свойствах. Задачи: Дать представление о значении воды для жизни человека, животных и растений.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому направлению «Весна в красках» в подготовительной группе Интеграция областей: Социально – коммуникативное, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: формирование.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему «Радуга» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАДУГА».

Конспект НОД «Эта удивительная соль» для детей подготовительной к школе группы Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы Воспитатели: Челоксаева Татьяна Степановна, Пепеляева Анастасия.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (6-7лет, в том числе ОНР. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская. Образовательные.

НОД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с ОНР «Домашние животные» Конспект НОД Тема: «Домашние животные» Группа: Подготовительная группа детей с ОНР. Образовательные области: Приоритетная образовательная.

Образовательный познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы «Эта удивительная соль» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Колокольчик», воспитатель, родители. Руководитель проекта: воспитатель высшей категории.

Проект опытной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «Волшебная соль» Проект опытной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию: "Волшебная соль"Цель: вызывать интерес к изучению свойств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы «Волшебная соль»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 16:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы «Волшебная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чертыгашева (УИ 285024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД