Юлия Михайловна Акакиева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Русский народный костюм — хранитель истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. На тему: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Русский народный костюм — хранитель истории“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
Текст к слайдам
1 слайд
Русский народный костюм - хранитель истории.
- Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица - красавица!
2 слайд
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду :
Не правда ли проста и хороша!
-Ребята где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
- дети устраивайтесь по удобней. И мы с вами поговорим о русском костюме. Я расскажу что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
3 слайд
- Дорогие ребята вы видите картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (ответы детей)
- Интересно, а они отличаются? Чем они украшены? Какие детали украшены вышивкой? (ответы детей)
А вы знаете дети что основной одеждой,у мужчин, и у женщин, считалась рубаха. Рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (это косоворотка). У рубахи не было воротника, и носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
4 слайд
-Дети а как вы думаете что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
- Ребята вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)
5 слайд
А вот очень красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
6 слайд
Скажите пожалуйста,а что же носили мужчины? Хотите посмотреть.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
- Интересно для чего же нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
7 слайд
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зи
- Ребята как вы думаете,какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
8 слайд
Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
- Посмотрите пожалуйста,какая еще обувь вам знакома? (ответы детей)” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему скажите пожалуйста? (ответы детей)
9 слайд
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
- Дети вы можете рассказать о женском головном уборе? (ответы детей) Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.
10 слайд
Есть такая поговорка на Руси – «По одежке встречают!»
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
11 слайд
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.
По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное, вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.
- Дорогие ребята скажите пожалуйста как вы думаете, что значит чинили?
12 слайд
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось
- давайте рассмотрим картинку, как вы думаете, где стирают белье? (ответы детей).
Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
13 слайд
Послушайте пожалуйста. На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга.
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(ответы детей)
Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.
- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
Имитация движений «Стирка» (дети показывают движения)
14 слайд
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
-Из лыка свито
Дырявое корыто (лапти)
-Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся (рубаха)
- По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл (порты)
- Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет. (пояс)
15 слайд 16 слайд
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
- А сейчас поиграем давайте сравним рубаху с рубашкой. Старинный сарафан и современный.
17 слайд
Пословица - недаром молвится.
Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.
18 слайд До свидания друзья!