Ирина Куликова
Конспект занятия «Русский сувенир» Группа: подготовительная.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия Группа: подготовительная
Приоритетная образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения матрёшки. Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве
Публикация «Конспект занятия „Русский сувенир“ Группа: подготовительная,» размещена в разделах
Развивающие: развивать художественный вкус. Активизировать творческое воображение. Развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Воспитательные: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины. Воспитание уважения к труду. Формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Задачи ОО в интеграции: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предшествующая работа: чтение потешек, загадок о матрёшках, разучивание пальчиковых гимнастик, дидактические игры: «Найди матрёшке домик», «Сложи матрёшку», «Выложи узор на сарафане у матрёшке» и т. д.
Оборудование для педагога: интерактивная доска, ноутбук, аудиозапись с русскими народными мелодиями, презентация.
Оборудование для детей: силуэты матрёшек из бумаги, гуашь, кисти (белка) №2,5, баночки с водой, салфетки, ватные палочки.
Содержание нод:
Воспитатель: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения. Подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянул, (протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щёчки)
Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с народными промыслами России. Русский народ – удивительный народ. Давайте вспомним, какие промыслы мы знаем.
(Ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. А какой это сувенир вы узнаете, отгадав загадку:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас,
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская (матрёшка) (слайд №2, 3, 4)
Воспитатель рассказывает о матрёшках, показывает слайды из презентации «Матрёшечки» :
(слайд № 5)
(слайд № 6)
(слайд № 7)
Воспитатель: Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.
(слайд № 8) Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Вначале мастера намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
(слайд № 9) Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
(слайд № 10)Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
(слайд № 11)В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок. Эти матрёшки называются авторскими.
Воспитатель: Сейчас я хочу пригласить в мастерскую. Кручу, верчу, превратить вас в мастеров хочу. Пройдёмте за столы, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку (силуэт матрёшки).
Пальчиковая гимнастика:
Мы — красавицы матрешки, (разжимают кулачки, шевелят пальчиками).
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша, (загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша, (правой руке, начиная с большого).
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза).
Самостоятельная деятельность детей, в процессе работы воспитатель помогает в индивидуальном порядке детям советом, показом.
Воспитатель: Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешках.
Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказывает, элементы каких техник он использовал в своей работе.
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня великолепно работали.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.