Гюльнара Рогонян
Конспект занятия «Веселые игрушки из Дымково. Роспись глиняных игрушек»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Продуктивная деятельность. Роспись дымковских игрушек.
Программное содержание:
Средняя группа:
– продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства («дымка»);
– упражнять в рисовании простых элементов дымковской росписи (прямая линия, точки-горошины);
– развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Публикация «Конспект занятия „Веселые игрушки из Дымково, Роспись глиняных игрушек“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Старшая группа:
– учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, развивать художественный вкус; учить детей согласовывать движения с речью; расширять и обогащать знания;
– упражнять в рисовании сложных элементов (волнистая линия, круги);
– развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;
– воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории прохождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.
Материал :
• репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства;
• аудио - или CD-записи веселой плясовой народной песни и художественного свиста;
• образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;
для детей:
• различные глиняные игрушки;
• гуашь, палитра, кисти, стаканы с водой, салфетки.
Ход деятельности:
1. Введение в тему.
Воспитатель: Я сегодня получила письмо издалека, а прислала ее Марья-искусница. Хотите знать, что она пишет?
Дети: Хотим.
Воспитатель читает письмо, в котором Марья-искусница сообщает, что она немного заболела, и просит о помощи у ребят в росписи глиняных игрушек. Надо будет «оживить» фигурки, украшая их дымковской росписью. Для этого приглашает детей в страну мастеров.
В: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?
Д: Да, хотим.
В: Вот только найти туда дорогу нелегко. Для вас Марья-искусница прислала игру с заданием, и если вы, ребята, правильно его выполните, то мы найдем дорогу в страну волшебных мастеров.
Д/и «Найди лишний предмет» (карточки с изделиями народного промысла).
Дети выполняют задание.
В: А теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедем на поезде.
Я буду паровоз, а вы – вагончики.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят,
Чу - чу, чу-чу,
Гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он увез.
-Мы приехали на станцию «Дымково».
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
Тут «Дымково» назвали…
– А кто знает, чем прославилось старинное русское село?
Д: игрушки.
В: Издавна люди занимались лепкой игрушек из глины.
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры. Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?
Дети. Хотим.
Марья-искусница приготовила вам силуэты бумажных игрушек. Поупражняемся на них рисовать дымковскую роспись. Однако давайте внимательно рассмотрим узор на игрушке.
II. Ознакомление с характером росписи игрушек.
– Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек?
– Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере. Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек?
Дети: красный, желтый, синий, зеленый…
Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.
III. Рассматривание разнообразия элементов геометрических узоров. Объяснение последовательности работы.
Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы уже знаем. (Прямая линия, точки-горошины.)
Сегодня я вам покажу новые элементы дымковской росписи : волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем нарисовать их на бумажных силуэтах.
Дети вместе с воспитателем выполняют задание.
Помните, Марья-искусница просила вас «оживить» игрушки? Так вот я вам сейчас раздам недоконченные работы мастера. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас будут разные. У кого вместо кисточки – ватные палочки, они будут украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого намокнем палочку в краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние.
Ребята, у кого кисточки, мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем большой круг, затем смываем краску с кисточки, высушим салфеткой, и более темной краской в середине вставим тычку. Затем слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка. И у нас получился красивый узор.
V. Самостоятельная работа детей – роспись дымковских игрушек.
– Сейчас в нашем городе Мастеров начинается работа. Поможем Мастеру докрасить изделия. Ну – ка за работу, чудо-мастера!
(Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка).
Пока ваши работы сохнут, поиграем в игру «Конь» (физкульминутка) :
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок,
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой!
Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.
VI. Подведение итогов.
Выставка работ: на столах. Вопросы для анализа:
– Как вы думаете, ребята, «ожили» наши игрушки?
– Какие элементы росписи мы использовали?
–Понравится ли наш подарок Мухе-Цокотухе?
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
-Индя – индя - индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой. (А. Дьяков.)
За лошадками – козел, тут и олень на стол!
Друг за дружкой петух, утка и индюк,
А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.
Пестрые, яркие, славные подарки!
В: Пора нам в путь. Все сели на поезд. Понравилось вам наше путешествие в страну мастеров? Вот и закончилось наше путешествие. А теперь, детвора, к Мухе нам в гости спешить пора.