Евгений Щекотихин
Конспект занятия для дошкольников, школьников младшего и среднего звена «Роспись филимоновской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие предназначено для детей от 4,5 до 12 лет.
Задачи:
Учебные- Познакомиться со своиствами материала и освоить его. Отработать на практике свойства Филимоновской глины и приспособиться к работе с ней. Научиться лепке основных композиционных сюжетов. («Барыня», «Кавалер», «Индюк», «Корова»). Сравнить их с похожими в других промыслах. Рассмотреть цветовую гамму изделий. Освоить принципы росписи. Изучить историю Филимоновской игрушки в историческом, художественном, общекультурологическом аспектах. Дать исторические сведения, подчеркнуть древнее происхождение игрушки и её истоки.
Публикация «Конспект занятия для дошкольников, школьников младшего и среднего звена „Роспись филимоновской игрушки“» размещена в разделах
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Воспитательные- Привить обучающимся историческую, краеведческую культуру. Помимо промыслов родного Орловского края, дать представление о ремёслах соседних регионов, оказавших непосредственное влияние на народное искусство Орловщины. «Зажечь» чистые, детские сердца к восприятию искусства. Научиться отличать Филимоновскую игрушку от других промыслов, зная её особенности.
Оборудование и материалы:
Гуашь, кисточки;
Фартуки, клеёнка, тряпочки;
Баночки ;
Наглядные пособия: стенды, плакаты, слайды, (по возможности- проектор или электронная доска);
Образцы Филимоновской игрушки.
Програмный материал:
Игрушки обжигали в специальных печах, которые называли горнами. Их устраивали на склонах оврага для того, чтобы таким образом улучшить естественную циркуляцию и вентилляцию воздуха. Старинные традиции. Празднично одевались, пели, плясали. Гончарным и игрушечным промыслом кормилась вся деревня. После обжига, филимоновская глина Синика приобретала белый цвет. Это очень выгодно с точки зрения творчества, так как игрушка не требует беления. Перед росписью игрушки сортировали по сюжетам. Праздничный, нарядный оттенок росписи, видимо, является отголоском народных гуляний, посвящённых всеобщему обжигу изделий. Барыни, Кавалеры, танцующие пары. Олени с гармошками, медведи с плошками. Не смотря на древность и обрядовый характер росписи, расписывать Филимоновские игрушки стали совсем недавно, в конце 19 века. Роспись производилась натуральными природными красками. Но они выгорали и были не прочны. В середине ХХ века Филимоновские мастера стали использовать анилиновые касители.
Игрушки стали яркими, нарядными, получили современный облик. В школьном курсе игрушки принято расписывать гуашевыми, акриловыми, темперными красками. Гушь мешаем с ПВА для придания прочности.
Орнамент росписи схож с орнаментом других игрушечных промыслов. Это солярные знаки: розетки, крест, двойной крест, свастика, круг; ромб, символы земли и воды. Особенными в Филимоновском орнаменте являются растительные мотивы: «Ёлочки», «Древо Жизни», «Мать- Сыра- Земля». Как и в других стилях — капли дождя, цветовые пятна. В различных пособиях рекомендуется начинать роспись с «желтения». Но в принципе, с точки зрения целесообразности, возможно начинать роспись с наиболее крупных фрагментов. Таковыми в росписи сюжетов «Барыня» и «Кавалер» являются красные (розовые) костюмы персонажей.
Ход урока:
Какие Вы знаете элементы узора в росписи народной игрушки? (Обучающиеся вспоминают ранее пройденные народные промыслы.)
Что означает красный цвет? Зелёный?
Что такое солярные знаки? Назовите их.
Подготовить рабочее место;
За основу берём белый цвет глины. «Желтим» заготовки. Делаем своеобразную подложку, изображая элементы узора, окрашиваемые жёлтым цветом.
Далее вводим красный цвет. Окрашиваем наиболее крупные элементы, детали одежды людей. Красным (розовым) окрашиваем головной убор женщины, верхнюю часть платья, рубашку мужчины, основные элементы узора в дополнение к жёлтому.
Следующий, наиболее крупный (распространённый) цвет- бирюзовый (зелёный). Им окрашиваем элементы узора, заполняющие пространство росписи, головной убор мужчины, подставку и сапоги;
Когда наметили крупные детали, вводим более мелкие узоры, чтобы заполнить пространство. В росписи животных следует учитывать следующее: красный цвет хорошо сочетается рядом с жёлтым, так же зелёный. Синий- с красным.
После нанесения основных цветовых пятен приступаем к росписи подола платья женщины и брюк мужчины. Наносим красным и зелёным цветом вертикальные полосы. Возможно дополнить их горизонталью. Далее заполняем композиционно пустующие участки следующими узорами: солярные знаки, ромбы, символы дождя и засеянного поля, растительные элементы.
У людей наиболее крупные участки локальных цветов- одежда, обувь, головные уборы. У животных- голова, гребешок, клюв, лапы. Предметы, которые держит тот или иной персонаж.
При росписи рекомендуется держать игрушку в тряпочке, как это делают народные мастера, чтобы придать работе опрятность и не размазывать свежий узор.
Более поздний вариант- наряду с зелёным, в конце вводим узоры синего цвета.
Заключительный штрих- чёрным цветом изображаем глаза. Даём игрушке подсохнуть. В конце- выставка- просмотр работ.