Екатерина Луговых
Развитие познавательных процессов с использованием глиняных игрушек для песочной терапии и сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства самый благоприятный период для развития психических функций, социально-значимых качеств ребенка, именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка. Сегодня я поделюсь опытом работы с детьми по развитию познавательных процессов с использованием нетрадиционных материалов, а именно глиняных игрушек, предназначенные для песочной терапии и сказкотерапии. В обычной практике психолога использование этих игрушек было бы направлено на развитие эмоционально – волевой сферы, нейтрализации страхов, купирование невротических реакций и переживаний, но можно им найти и практическое применение в развитии познавательных способностей. А любая образовательная программа наделена пунктом познавательное развитие, и вы педагоги также непосредственно этим занимаетесь. Все мы знаем, что ведущая деятельность дошкольника это игра. Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.
Публикация «Развитие познавательных процессов с использованием глиняных игрушек для песочной терапии и сказкотерапии» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
С помощью игр и игровых заданий можно поддерживать и развивать у детей все ведущие потребности в каждом возрасте – от 4- 5 лет познавательная активность, от 5- 6 лет творческая активность, 6- 7 лет – воображение, и удовлетворение главной потребности – потребность в общении, ребенок развивает свою речь, учится выполнять инструкции и подчиняться правилу игры, что очень важно при развитии произвольности поведения ребенка, влияющей на волевой компонент при развитие психологической готовности к школьному обучению.
Через занятия с глиняными игрушками развивается творческое воображение, фантазия. Происходит стимулирование творческого самовыражения, способность к «самопрезентации», развивается креативности мышления, чувство сплочённости, уважения к себе и другим, происходит развитие эмоционально – волевой сферы, стабилизация психических процессов, снятие напряжения, обогащается словарный запас детей, формируется позитивная самооценка.
Предлагаемые игры направлены на развитие разных психических функций – память, восприятие, мышление, воображение, внимание, а также учитывают эмоциональный компонент, и развивают навык общения. Для детей такие игровые задания с использованием глиняных игрушек интересны, притягательны, чем обычный раздаточный материал. Игрушки завораживают своей красочностью, необычностью и приятны на ощупь. Глиняные игрушки отличаются от стандартных игрушек, используемых в обычной игровой деятельности дошкольниками.
Примеры игровых заданий:
Игры на развитие памяти
[/b][/i]С самого раннего детства мы должны изучать и развивать память детей, найти наиболее точные способы ее развития. Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в дошкольном возрасте очень широкие. Ее совершенствование у детей может идти сразу по нескольким направлениям. В ситуации игровой деятельности, в процессе её усложнения дошкольник выполняет новые требования, предъявляемые игрой по правилам, перед ребенком возникают особые задачи — сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить информацию и потом её воспроизвести
«Кого не стало», «Что изменилось?», «Выложи последовательность»
Игры на развитие пространственной ориентации
«Пространственная ориентировка»
Игры на развитие мышления
«Узнай по описанию», «Чем похож и чем отличаются», «Исключение лишнего», «Загадки» Игры на обогащение словаря
«Подбери игрушку к слову»
«Сочини историю».
Игры на развитие воображения
Игра «Позы»
Чтобы развивать познавательные процессы у детей, необходимо использовать специальные приемы (это может быть любой ритуал вхождения в игру, способы и упражнения, а также учитывать физические, психические и личностные особенности ребенка.