Наталья Ильченко
Конспект занятия «Разговор о важном» на тему «День осетинского языка и литературы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: - Углублять знания детей о родном языке, жизни и творчестве К. Л. Хетагурова.
- Прививать любовь к родному языку и родному краю.
- Развивать умение, эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.
- Развивать творческие и мыслительные способности детей.
- Воспитать патриотические качества личности ребенка.
Публикация «Конспект занятия „Разговор о важном“ на тему „День осетинского языка и литературы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Материалы и оборудование: глобус, гостья в осетинском костюме с куклой в национальном костюме, листы бумаги и карандаши на каждого ребенка, для написания буквы «», разрезные цветные полоски цветов осетинского и российского флага, портрет К. Л. Хетагурова, книга «Ирон ф ндыр», значки с осетинским орнаментом.
Ход НОД:
Воспитатель: Я рада видеть всех в группе здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Поскорее встанем в круг, встаём в круг
Ты – мой друг, и я – твой друг! ладонь направляется на друга,
потом к себе
Мы ногами топнем, топнем ногами
Мы в ладоши хлопнем, хлопнем в ладони
А потом пойдём, пойдём,
Друга за руку возьмём! ходим по группе, ищем дружочка,
берёмся за руки
Воспитатель: Ребята! Что у нас на столе?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Кто знает, что такое глобус?
Дети: Это уменьшенный макет Земли, нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, ребята. Что изображается на глобусе?
Дети: На глобусе изображены океаны, материки, а на материках много стран. Воспитатель: Покажите, пожалуйста, где на глобусе изображена наша Родина - Россия? (Дети показывают. Воспитатель следит за тем, верно ли дети показывают территорию России).
-А вот здесь (показывая на карте территорию РСО-Алания) находится наша с вами малая Родина, назовите ее, пожалуйста.
Дети: Это Республика Северная Осетия- Алания. (Слайд 1)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наша Родина –Россия очень большая по территории страна, в ней проживает много людей разных национальностей. В их числе и осетины.
-Скажите, на каком языке говорят осетины?
Дети: на осетинском и на русском языке.
Воспитатель: Верно. Сколько государственных языков в Северной Осетии? Дети: У нас два государственных языка.
Стук в дверь (к нам пришла воспитатель, которая владеет осетинским языком и у нее в руках кукла Фатима).
Гостья: У бон хорз, сабит!
Дети: гас цу!
Воспитатель: Сегодня у нас не простое занятие, мы отмечаем - День осетинского языка!
1899 году 15 мая вышел первый сборник К. Хетагурова «Ирон ф ндыр» -«Осетинская лира». В этом сборнике было очень много стихотворений, как для малышей, так и для школьников. (слайд 2, показ книги)
Воспитатель: Скажите кто такой К. Хетагуров? (слайд 3)
Дети: Это осетинский поэт, художник, писатель, драматург. (слайд 4)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение К. Хетагурова, чтобы вам легче рассказывать стихотворение я приготовила мнемотаблицу:
Осень
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец:
Колотят, молотят…
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
Воспитатель: А теперь давайте послушаем. Как звучит это стихотворение на осетинском языке. (просим нашу гостью прочитать стихотворение на осетинском языке)
Ф ЗЗ Г
хс лы ызгъ лы,
Л джиртт г ф бур.
Мигъ бады ц гаты, –
Н й тавы хур.
ркарстам, рластам
Н хорт, н хос.
Чи кусы й мусы,
Чи ’лвыны й фос.
Хор бир, фос бир
Хуыцауы ф рцы.
Н хохб сты б ркад,
Цы диссаг д, цы.
Воспитатель: (показывает куклу в национальном костюме) Ребята, обратите внимание, что наша гостья пришла не одна, а с куклой Фатимой. Во что одета кукла?
Дети: в осетинское платье (разг мтт).
Гостья: Давайте его рассмотрим, женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек. (слайд 6). Мы приготовили с Фатимой несколько заданий.
Воспитатель: Перед тем как выполнять ваши задания, мы немного разомнемся.
Физминутка: «Наша Родина-Кавказ»
Наша Родина-Кавказ (развели руки в стороны вверх)
Горы снежные у нас. (руки вверх)
Край зовут наш Иристон. (руки в стороны)
Мы в Осетии живем. (присели на корточки и
встаем на носочки)
Первое задание:
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто для вас дороже всех?
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: Правильно ребята, дороже всех для нас-мама. Так же мы должны дорожить своим родным языком, а этот язык для нас – осетинский. А какие пословицы вы знаете про маму?
Пословицы:
1. Сердце матери лучше солнца греет.
2. Материнское сердце все чувствует.
3. Нет такого дружка, как родная матушка.
С первым заданием вы справились.
Второе задание:
прочитать стихотворение на осетинском языке.
А теперь мы послушаем стихотворения, что приготовила нам Эмилия:
Со вторым заданием вы справились.
Третье задание:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждой республики и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие?
Дети: Это герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Государственный флаг и герб– это лицо страны, символ независимости.
-Назовите цвета государственного флага России?
Дети: белый, синий, красный. (слайд 8)
Воспитатель: Назовите цвета государственного флага Северной Осетии?
Дети: белый, красный, желтый. (слайд 8)
Воспитатель: Прошу вас сложить из цветных полосок флаг России и Осетии (предлагает детям сложить флаги, одновременно вспоминаем и закрепляем значения цветов:
Осетинский флаг-белый (урс) – чистота (сыгъд гдзинад, красный (сырх)- мужество, отвага (хсардзинад, жёлтый (бур)- изобилие и богатство- (б ркад)
Флаг России- белый (урс) – чистота (сыгъд гдзинад, синий-верность, небо, красный (сырх)- мужество, отвага (хсардзинад).
- Третий символ – это гимн.
- Что такое гимн? (ответы детей)
Дети: Гимн – это торжественная песня.
Воспитатель: Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Воспитатель: Я предлагаю вам его послушать (звучит гимн России и гимн РСО-Алании).
С третьем заданием вы легко справились.
Четвертое задание:
Гостья: Символ осетинской азбуки – букву «» (слайд 9). В осетинском языке это очень важная буква. Давайте ее напишем и произнесем. Есть в Осетии даже такой арт-объект. (слайд 10).
С четвертым заданием вы легко справились.
Воспитатель: Ребята, очень хочется спросить вас?
- О чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: о родном языке.
- Какой язык в Осетии самый главный?
Дети: осетинский.
- А когда празднуют День осетинского языка?
Дети: 15 мая.
Воспитатель: Ребята, нужно с уважением относиться ко всем языкам в мире, но не забывать о своем родном языке.
Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни
О родном не забывать.
Гостья: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и оказались очень умными, внимательными и сообразительными. А сейчас поиграем. Я предлагаю вам осетинскую народную игру «Чепена». (слайд 11)
- Нам очень понравилось у нас в группе и мы приготовили вам небольшие подарки. Это эмблемы с осетинским орнаментом.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями на осетинском языке.