Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия «Путешествие в мир рукотворных предметов» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Рукотворный мир») по теме
«Путешествие в мир рукотворных предметов»
Цель: развитие умения ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир рукотворных предметов“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Программное содержание:
Обогащать представления детей о качествах, свойствах, назначении и функции присущих предметам рукотворного мира, знакомить с их отличительными признаками. Формировать у детей умение различать материалы, из которых сделаны предметы рукотворного мира. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в подборе названий предметов к определенному действию, в подборе слов противоположных по значению. Расширять активный словарь. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, навыки пользования предметами по их назначению.
Материал: мультимедийный проектор, электронная презентация, силуэт дирижабля, игрушки, сделанные из разного материала, предметные картинки, мяч, микрофон, фишки, цветик-семицветик, трафареты по количеству детей, карандаши.
Начало занятия :
Слайд 4
Ритуал приветствия «Солнышко».
Цель: создание положительной атмосферы в группе.
Дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения в соответствии со словами текста.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками вверх, встают на носки)
Яркие лучики нам протяни.
(вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Руки мы вложим в ладоши твои.
(развиваются на пары, протягивают руки друг другу)
Нас покружи, оторвав от земли.
(кружатся парами)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. На чем можно путешествовать? (ответы детей) Я предлагаю полететь на дирижабле.
Воспитатель выставляет силуэт дирижабля.
Ход занятия:
Воспитатель: А отправляемся мы в необычную страну, в страну «Рукотворный мир». Чтобы сесть в дирижабль, надо приобрести посадочный талон. Посадочным талоном на дирижабль будет слово, которое относится к рукотворному миру.
Дети называют слова и занимают места в дирижабле.
Воспитатель: Приготовиться к полету! Пристегните ремни! Я начинаю обратный отсчет: «5, 4, 3, 2,1! Старт!»
Слайд 5
Воспитатель: Внимание! Приземляемся!
Слайд 6
Перед вами страна «Рукотворный мир».
Перед детьми «горка» с игрушки, сделанными из разного материала (из бумаги, ткани, металла, дерева, стекла, резины, пластмассы, соломы, глины, ниток и т. д.). Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки.
Воспитатель: Чем эти предметы похожи и чем отличаются?
Воспитатель предлагает потрогать игрушки. Дети обследуют каждую игрушку, делают вывод - все эти игрушки отличаются по форме, цвету, размеру, сделаны из разного материала.
Воспитатель: Предлагаю поиграть с предметами страны «Рукотворный мир».
Игра «Скажи правильно».
Цель: упражнение в подборе прилагательных от существительных.
Воспитатель по очереди поднимает каждую игрушку и задает вопрос:
Эта игрушка из глины. Значит, она. (глиняная). Что еще делают из глины? Эта игрушка из резины. Значит, она. (резиновая). Что еще делают из резины? и т. д.
Воспитатель обобщает высказывания детей, обращая их внимание на то, что предметы рукотворного мира делают из разных материалов.
Воспитатель: А вот еще одна игра.
Игра «Кто я».
Цель: упражнение в подборе названий предметов к действию.
Воспитатель: Я буду называть действие, а вы должны подобрать предмет рукотворного мира, который может выполнять это действие. За правильный ответ – фишка.
Дети должны ответить на вопрос: «Кто я?»
- Я умею гореть. Кто я? (Бумага, ткань, дерево.)
- Я умею плавать. Кто я? (Резина, солома, дерево.)
- Я умею разбиваться. Кто я? (Стекло, глина.)
- Я умею рваться. Кто я? (Бумага, ткань)
- Я умею тонуть. Кто я? (Железо, глина, стекло, ткань, бумага).
- Я умею блестеть. Кто я? (Металл, стекло.)
- Я умею мяться. Кто я? (Бумага, ткань)
Дети считают фишки.
Слайд 7
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Цель: упражнение в подборе слов с противоположным значением.
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок должен назвать слово с противоположным значением.
Гладкий —. (шероховатый, тяжелый —. (легкий, мокрый—. (сухой, мелкий, острый, большой, холодный, прозрачный … и т. д.
Игра с микрофоном «Ассоциации».
Цель: упражнение в подборе предметов к определенному свойству, развитие логического мышления.
Дети стоят (сидят) по кругу. В руках у воспитателя микрофон. Воспитатель объясняет правила игры и начинает игру. Микрофон передается соседу.
Стекло хрупкое, как. Металл холодный, как. Солома легкая, как. Ткань мягкая, как. Дерево гладкое, как. Резина упругая, как. Пластмасса разноцветная, как. Бумага тонкая, как.
Слайд 8
Физкультминутка «Буратино».
Дети становятся врассыпную. Выполняют действия в соответствии со словами текста.
Буратино потянулся, (поднимают руки вверх, тянутся)
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся. (наклоны вперед)
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел. (руки в стороны)
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать. (становятся на носки)
«С добрым утром!» — всем сказать. (машут руками вверху)
Воспитатель: А теперь следующая игра.
Слайд 9
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: развитие логического мышления.
На экране изображения предметов, сделанных из различных материалов (мяч, стул, чашка, платье, ваза, книга, соломенная кукла, ложка, горшок, бусы).
Воспитатель говорит:
Я загадала какую-то картинку. Вы должны угадать ее.
- То, что я загадала, сделано не из резины. Что здесь сделано из резины? (мяч) Воспитатель убирает с экрана изображение мяча.
- То, что я загадала, сделано не из соломы. Что здесь сделано соломы (соломенная кукла).
Воспитатель убирает картинку с изображением соломенной куклы и т. д.
Слайд 10
Игра «Цветик-семицветик».
Цель: упражнение в подборе пар предметов, сделанных из определенного материала.
Воспитатель предлагает детям силуэт цветика-семицветика. Просит детей на каждый лепесток положить картинки с изображением предметов рукотворного мира, сделанных из различных материалов. Каждому лепестку соответствует картинка с изображением предметов, сделанных из различных материалов. Дети должны соотнести оставшиеся картинки с каждым лепестком.
Окончание занятия :
Слайд 11
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Занимайте места в дирижабле. Мы возвращаемся в детский сад.
Дети садятся.
Воспитатель: Вам понравилось в стране «Рукотворный мир»? Что больше всего запомнилось? (ответы детей) Предлагаю на память о нашем путешествии вам оставить себе рисунки предметов рукотворного мира. А помогут вам в этом трафареты.
Слайд 12
Графическая игра «Обведи».
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель предлагает каждому ребенку обвести по трафарету какие-либо изображения предметов, а затем заштриховать их.