Татьяна Краснова
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир предметов» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №13»
Конспект
по познавательному развитию на тему :
«Путешествие в мир предметов»
Для старшего дошкольного возраста
Составила: Краснова Татьяна Владимировна
Воспитатель
Группа №8 «Осминожки»
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в мир предметов“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие в мир предметов»
Задачи:
1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Активизация в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает.
3. Побуждение детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.
4. Формировать умение применять разнообразные способы обследования предметов.
5. Развивать у детей : способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать и сравнивать, слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.
6. Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникационная.
Словарная работа: Кузнец, подкова, магнит.
Материал и оборудование: разрезные картинки, металлические пластины, деревянные бруски, 2 корзины, металлофон, трещотка, треугольник, ложки деревянные, бубен, ткань голубого цвета, магнит.
Форма проведения: игра-путешествие, экспериментирование.
Методические приемы: беседа, наблюдение, рассматривание, сюрпризный момент, проблемная ситуация.
Ход организованной образовательной деятельности.
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята.
Сегодня такой чудесный день! Кто хочет описать погоду (Выслушиваю ответы детей)
- И в нашей группе сегодня так солнечно и уютно!
Вводная часть (мотивация).
Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. И кое с кем успела познакомиться.
Вы хотите узнать, что находится в этих коробочках?
Ну тогда вам сначала надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
Любим нос везде совать,
И чертить, и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
Молодцы, ребята, загадки отгадали.
Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик (куклы- игрушки)
«Здравствуйте, ребята,
Мы с карандашом большие друзья,
Но не можем никак решить, кто из нас прав?»
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
- Для разрешения своего спора мы отправились в поход, но на нашем пути встречалось много препятствий, с которыми мы не смогли справиться.
- Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с Карандашом и Гвоздиком и поможем друзьям решить, кто из них главнее?
Возьмемся за ручки и дружно зашагаем по дорожке.
(Песенка «Светит солнышко для всех»)
Шли они, шли и на их пути встретилось препятствие №1. Давайте вместе попробуем его преодолеть?
(Дети проходят к столу №1)
Дидактическая игра «Из чего сделано»
- Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла. Выберите картинки, которые похожи на материал Карандаша, и на материал Гвоздика, и разложите их к нашим героям.
- Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь).
- Значит они какие? (деревянные)
- Какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
-Значит они какие? (металлические)
- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева, и из металла делают очень много нужных предметов.
- Гвоздик и Карандаш, вы оба правы!
Сравнение дерева и металла.
Но Гвоздь все не унимается: «Я красивее! и у металла поверхность гладкая, и на солнышке блестит!»
-Гвоздик, Карандаш, не спорьте
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
- Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
- Отличаются ли они? Чем?
- Какие они на ощупь?
- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
- А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).
- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
- Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)
- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)
И Карандаш гордится этим.
Мне совсем не хочется, чтобы карандаш и гвоздик спорили, поэтому
- Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек». Интересно, а можно ли на ощупь определить, из чего сделан предмет – из дерева или из металла? Как вы думаете? Давайте попробуем? Вы, по очереди, не глядя, будете опускать руку в мешочек, брать предмет и говорить, из какого материала сделан предмет, а потом мы вместе проверим ваше предположение.
Вопросы и предполагаемые ответы :
-Из какого материала сделан предмет (дерево – металл)
-Что это за предмет?
-Какой он на ощупь (теплый – холодный, гладкий – шероховатый, легкий - тяжелый)
- Предлагаю вам разложить ваши предметы в две корзины, в одну предметы из дерева, в другую – из металла. В первую корзину вы положили все предметы из дерева, значит какие они? (деревянные, а в другую все предметы из металла, какие они? (металлические).
Физ. минутка:
«Кузнец (развести руки в стороны)
Эй, кузнец – молодец, (потом на пояс)
Захромал мой жеребец. (притопы ногами)
Ты подкуй его опять. (наклоны к носкам)
От чего ж не подковать. (наклоны к носкам)
Вот гвоздь, вот подкова – (руки в стороны)
Раз, два и готово. (два хлопка в ладоши)
А как вы думаете, почему одни предметы делают только из дерева, а другие только из металла? Хотите узнать? Тогда отправляемся дальше.
(Песенка «Светит солнышко для всех»)
Ой, посмотрите, на нашем пути встретилось еще одно препятствие.
- Карандашик и Гвоздик опять спорят:
- «Моя песенка громче!», - говорит Гвоздик.
- «Нет, моя!».
- Друзья, давайте вместе это решим? Нам необходимо определить, какой звук у деревянных предметов, а какой - у металлических. Сейчас мы с вами это и узнаем. Я возьму два металлических предмета и постучу ими друг о друга, какой вы слышите звук? (Звонкий, громкий).
- Значит песенка какая? (Звонкая, громкая). А теперь проверим то же самое с деревянными предметами, какой звук слышится? (глухой, тихий).
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чем играю!»
Перед вами разложены музыкальные инструменты, давайте вспомним, как они называются: металлофон, трещотка, треугольник, ложки, бубен.
- Ваша задача, с закрытыми глазами определить, на каком музыкальном инструменте я играла! Приготовились слушать внимательно и не подсматривайте.
- На каком инструменте я играла, из какого материала он сделан? (дерево – металл)
- Чья же песенка оказалась громче?
- А чья – тише?
Вывод: если нужен звонкий, громкий звук, то музыкальные инструменты делают из металла, а если более тихий – из дерева.
Так что Карандашик и Гвоздик, вы зря спорите, ведь вы оба очень важны.
Гвоздик и Карандаш отправились дальше. Шли они, шли и вышли к речке.
Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что нет?
На столе вы видите два таза с водой, давайте возьмем деревянные предметы и опустим их в первый таз, что мы видим? (деревянные предметы не тонут (легкие). А теперь проверим металлические предметы, что с ними произошло? (утонули, тяжелые)
-Как же нам помочь Гвоздику перебраться на другой берег? (можно соорудить плот из дерева и перевезти на нем).
И вот Карандаш помог Гвоздику перебраться через речку.
Какой можно сделать вывод, что дерево легче, чем металл.
«Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком», - сказал Гвоздик, - он всегда помогает мне навести порядок.
Что такое магнит? Это металл, который имеет свойство притягивать предметы. Вот мы сейчас и проверим, с какими материалами дружит магнит, а с какими нет. Я предлагаю вам взять деревянные предметы (спички) и приложить к ним магнит. Что мы видим? (магнит не присоединился к дереву, т. е. не притягивается). А теперь возьмите металлические предметы (скрепки) и приложите магниты к ним. Что произошло? (магнит присоединился, потому что частицы металла притягиваются к частицам магнита, магнит служит нам помощником при работе с металлическими предметами).
- Не расстраивайся, Карандашик, спички тебе помогут собрать ребята.
И я думаю, что вам давно пора помириться, ведь мы с ребятами вам сегодня доказали, что и предметы из металла, и предметы из дерева очень важны и нужны.
Итог.
Ребята, нам ведь пора возвращаться в группу.
- Назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, притягивается магнитом).
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни.
Педагог: Спасибо вам большое Карандаш и Гвоздик, нам было очень весело с вами. Всего вам доброго!
9 февраля ребята 8 группы «Осминожки» вместе с воспитателем Красновой Татьяной Владимировной отправились «В путешествие в мир предметов».
Главной задачей организованной образовательной деятельности по познавательному развитию стало : выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность.
А сопровождали детей в их путешествии герои : Карандаш и Гвоздик.
При помощи несложных опытов ребята узнали о свойствах дерева и металла, чем эти два материала отличаются и где используются, применяли разнообразные способы обследования предметов. Воспитанники учились проявлять инициативу, самостоятельность, действовать сообща.
Им очень понравилось путешествовать с Карандашом и Гвоздиком.