Лушникова Марина Валентиновна
Конспект занятия «Путешествие на Крайний Север» в рамках проекта «Путешествие по земному шару» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - дать детям первоначальное представление о животных Севера. Продолжить знакомить детей с творческим процессом рисования, с новым способом изображения предмета с помощью ваты.
Задачи: - познакомить детей мини - макетом Земли - глобус, показать, где
находится Север;
- Расширить представление детей о животных севера, уточнить название места их обитания;
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей
- воспитывать гуманное отношение к животным и чувство ответственности за сохранение живой природы.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Крайний Север“ в рамках проекта „Путешествие по земному шару“ в средней группе» размещена в разделах
Материал: - Образец готового рисунка, контур медведя на альбомном листе, белый плюшевый мишка, картинки «Животные севера», глобус.
Раздаточный материал:
Альбомные листы с карандашным контуром белого медведя, кисти для краски, гуашь, кисти для клея, клей ПВА, вата.
Словарная работа: - вечная мерзлота, айсберг, Северный Ледовитый океан, ледокол, кочевать.
Ход:
Игра-приветствие: «Здравствуй, друг» (Установление эмоционального контакта)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года зима
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.
Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?
Дети: На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня в гостях известный персонаж мультика. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из - подо льда.
Он в белой шубе щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
Воспитатель: - Нашего медвежонка, дети, зовут Умка. А как назвать его маму? (Белая медведица). Он приглашает нас совершить путешествие к себе на родину, на Крайний Север.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?
Ответы детей
Воспитатель: Север – это часть света или территория, расположенная в зоне холодного климата. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?
Дети: на оленях, на снегоходе….
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе.
Воспитатель: - Дети, вам интересно узнать об обитателях Арктики? (Да) Тогда нам пора в путь. Поедем? (Да) А какую одежду мы оденем? (Зимнюю, самую теплую: перечисляют).
Умка познакомит нас со своими друзьями: северными оленями, арктическими волками, песцами, леммингами, полярными совами, зайцами, тюленями, морскими слонами, моржами. Суровые условия жизни - это нелегкое испытание на терпение и выносливость для немногих видов животных. Они научились экономно расходовать энергию, способность накапливать подкожный жир. Длинная шерсть, густое оперение, окрас в тон окружающей среде и умение приспосабливаться к сильнейшим морозам отличают животных севера от обитателей наших лесов.
Воспитатель: - А теперь послушайте загадку:
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень) (Показ картинки)
- Да, дети, это благородные олени помогли нам добраться до пункта назначения. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.
Воспитатель: - Следующая загадка:
На полярном берегу
Все законы строгие,
Но метели и пургу
Терпят ластоногие. (Тюлени) (Показ картинки)
- Тюлени имеют конечности в виде ластов. Их окрас бывает серым, рыжим или коричневым. Взрослые тюлени в длину достигают 2-х метров. Возможно, вы видели их в цирке, так как тюлени очень умны и дружелюбны. Заселяют они скалистые места, прячась от хищников. Детеныши тюленей очень симпатичные и милые. Их тело покрыто блестящей густой белой шерсткой, поэтому тюленят еще называют бельками. Из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Физкульминутка
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (Присесть на импровизированные льдинки
Воспитатель: - Ещё загадка:
Хвост поджав, во льдах ночую
Выношу мороз любой
Я по северу кочую
В теплой шубе голубой. (Песец) (Показ картинки)
- На какого животного наших лесов похож песец? (На лисицу). Верно, но есть и различия: у песца мордочка и ушки не так сильно вытянуты, как у лисы, более округлые очертания туловища, да и шерстка гуще и короче. В зиму можно заметить голубоватый оттенок его красивой шерстки. Так песец маскируется под снежный пейзаж, чтобы не быть замеченным врагами. Песцы в сильные морозы прячутся в сугробах, зарываясь в снег. А когда погода наладится, песцы везде следуют за белым медведем, подбирая за ним остатки добычи. Также они часто лакомятся птицами и их яйцами, охотятся на леммингов (северных мышей). Песцы в промерзшей земле с трудом роют норы для будущих поколений и живут там по много лет. Живу большими семьями, воспитывая чужих и своих детенышей, как в детском саду.
Воспитатель: - Следующая загадка:
Что что за дикий страшный зверь?
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает.
Каждый точно его знает.
Знает он в охоте толк.
Отвечаем (Это волк) (Показ картинки)
- Полярный волк силен и вынослив. Он может неделями обходиться без пищи. В её поисках волчья стая обходит большие районы тундры и тайги. В стае воспитываются и обучаются охоте детеныши (волчата). За десятком волчат часто присматривает как самка (волчица, так и самец.
А сейчас Умка расскажет нам о представителях своего вида. (Показ картинок)
Белый медведь - самый большой среди млекопитающих отряда хищных в мире.
Белые медведи являются одними из самых величественных, красивых и опасных существ на Земле. Белые медведи живут около Северного полюса, за Северным полярным кругом, который является одним из самых холодных мест на Земле. Они живут на листах льда и холодной земле, расположенных вокруг полярного круга. Что же едят полярные медведи, что помогает им вырасти до таких огромных размеров? Они охотятся на тюленей, рыбу, оленей и птиц. Летом они переходят на вегетарианскую диету, и питаются ягодами. Они цари полярного круга, не имеющие аналогов по своей силе и выносливости. Несмотря на огромный размер, он может быстро бегать, отлично плавать, ловко охотиться и незаметно подкрадываться к добыче. От холода его спасает слой подкожного жира до 10см толщиной. Но даже мощь и сила не могут уберечь его вид от исчезновения. Поэтому белый медведь занесен в Красную книгу России.
Вот такие сильные и красивые животные обитают на крайнем севере.
Поблагодарим Умку за путешествие и отправимся домой.
Теперь давайте сядем за столы и создадим картину про нашего Умку.
Перед Вами альбомные листы с контуром белого мишки. Нам необходимо сделать фон, где будет жить наш мишка. С помощью голубой краски и кисточки делаем фон.
Теперь приступаем к созданию нашего мишки. Делать мы это будем необычным способом. Чтобы шубка у мишки была мягкая и пушистая, мы сделаем ее с помощью ваты. Для этого намазываем контур мишки клеем, с помощью кисточки для клея, и начинаем приклеивать на него маленькие кусочки ваты. Осторожно, не заступаем за контур, чтобы мишка получился красивый, и четко было видно его лапки, голову, хвостик.
После того как мы закончили приклеивать мишкину шубку, можно дорисовать ему глазки и носик черной краской, нарисовать сугробы на которых стоит наш мишка и падающий снег, с помощью белой краски.
Пальчиковая гимнастика.
На Севере белый мишутка живет,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить - не тужить.
(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог)
Приступаем к работе.
Какие Вы молодцы. Очень красивые мишки у нас получились. Теперь можно устроить выставку наших работ.