Лариса Грушина
Конспект занятия «Пустыня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : "Пустыня".
Цель: закрепить знания детей о животном и растительном мире пустыни.
Задачи:
1. Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата; побуждать детей сравнивать объекты, нарисованные на отдельных картинках, формировать пространственную ориентировку.
Публикация «Конспект занятия „Пустыня“» размещена в разделах
2. Развивать фантазию, воображение, познавательный интерес к жизни в пустыне, память, умение анализировать, делать выводы, обогащать и активизировать словарь.
3. Воспитывать экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон.
Оборудование: глобус, игрушка-мишка, карандаши, мультимедийный проектор, презентация о пустыне, листочки, подготовленный ранее родителями ящик для создания макета.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, знакомство с природными зонами, растительным и животным миром пустыни, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: У нашего друга Мишутки возникла проблема - ему по почте пришла открытка. Прочитать ее Мишка не может. Давайте ему поможем. (Ребенок читает содержание).
«Дорогой Мишутка! Приглашаю тебя на День рождения!
Верблюжонок из пустыни Кара-кум».
Воспитатель: А где находится пустыня? (путешествие по глобусу)
В какие цвета окрашены разные зоны: что обозначает зеленый цвет, голубой, белый, коричневый, желтый? (Ответы детей)
Воспитатель: Какая самая большая пустыня на Земле? (Сахара).
Воспитатель: Назовите самую близкую к нам пустыню, где живет Верблюжонок. (Кара-кум).
Физкультминутка:
Три медведя шли домой, папа был большой-большой,
Мама чуть поменьше ростом, а сынок – малютка просто.
Очень маленький он был –
С погремушками ходил.
Динь-динь, динь-динь…
Воспитатель: Каким видом транспорта Мишутка может отправиться в пустыню?
(Ответы детей)
Он любит летать на воздушном шаре.
Воспитатель: Некоторые дети и Мишутка думают: «Раз пустыня, - значит, там совсем пусто.
Показ презентации.
Воспитатель: Ребята, а чего в пустыне много? (песка, солнца). Сухой песок сыпучий, песчинки легко переносятся ветром, часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.
Как часто в пустыне идут дожди?
Ответы детей: (дождей очень мало, или нет совсем)
Воспитатель: Если нет воды, - значит, нет и растений?
Ответы детей: (Растения есть, но их очень мало).
А какие растения растут в пустыне?
Ответы детей: (верблюжья колючка, осока, полынь, акация).
Воспитатель: Деревья в таких условиях, наверно, не растут?
Конечно, растут. Это саксаул - невысокое корявое дерево без листьев. Вместо листьев – чешуйки. В его тени нельзя спрятаться от палящего солнца.
А как же растения и деревья выживают в таких условиях? У них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду.
Загадка. Удивителен на вид – весь в шипах, а не шипит (кактус).
Воспитатель: В пустыне можно встретить места, где есть вода - это оазисы. Здесь вода вытекает наружу, образуя небольшие водоемы. В этих местах богатый растительный мир, даже растут пальмы.
Пусто в пустыне – камни почернели от солнца, песок горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки, никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей.
Загадка. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)
Особенно интересна большая ящерица – варан, длиной 1,5 метра. Ее называют «крокодилом» пустыни.
Загадка. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. (Черепаха).
Черепаха может проспать очень долго (6-8 месяцев)
Загадка. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – подходить не велит (змея).
Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз.
Продолжение просмотра презентации (тушканчик, еж, лисичка-корсак, тарантул, жук-скарабей).
Загадка. Зверь я горбатый – нравлюсь ребятам (верблюд).
Что вы знаете о верблюде? (предполагаемые ответы детей) :
Его называют кораблем пустыни. Это очень выносливое животное. Может долго обходиться без воды, 4 -5 дней без пищи, но добравшись до воды, может выпить сразу 10 ведер. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек.
Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить животные днем на солнцепеке – то через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Они ищут себе защиту в норах, за камнями.
Мы с вами побеседовали и посмотрели слайды о растительном и животном мире пустыни. (Дети садятся за столы)
Ребята, два верблюда отстали от каравана и хотят с вами поиграть (задание на доске «Сколько пар верблюдов можно составить»).
Воспитатель: Ребята, а что же Мишка подарит Верблюжонку? Давайте поможем сделать ему подарок.
Работа детей с макетом (разминаем пластилин и прикрепляем искусственные растения в зону оазиса, выделяем каменистую часть пустыни, засыпаем приготовленный песок, распределяем животных).
Воспитатель:
Давайте, ребята вспомним, какие задания вы выполняли сегодня (продолжили знакомство с животным и растительным миром пустыни)
Если вам больше понравилась работа с макетом – прикрепите к дереву саксаул красный листочек, если беседа и слайды о растительном мире – зеленый, если о животном мире – желтый (дети прикрепляют листочки к силуэту дерева).
Сегодня вы ненадолго стали добрыми волшебниками и превратили саксаул в сказочное дерево, создали у нас в группе настоящую пустыню.