Ирина Бугаева
Конспект занятия «Простые опыты с водой» в средней группе 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха).
Задачи:
Образовательные: формирование у детей представлений о свойствах воды;
Публикация «Конспект занятия „Простые опыты с водой“ в средней группе 4–5 лет» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении;
- обучение способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Развивающие:
- развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
- развитие логического мышления, навыков анализа и умения делать выводы.
Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование: одноразовые ложечки, одноразовые стаканчики, лимон, сахар, молоко, питьевая вода, значки капельки, клеенки, шапочки, фартуки, кисти, краски, непроливайки, вода.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды).
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно.
Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы в нашей мини лаборатории узнаем много нового и интересного о воде и ее значении для жизни на Земле.
А пока скажите, зачем нам нужна вода?
Дети: Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
- А кому еще нужна вода?
Дети: Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
Воспитатель: Да, верно, и птицам, и растениям – вообще всем живым организмам.
Воспитатель: Ребята, я сегодня увидела, что с комнатным растением что-то случилось.
Воспитатель: Дети, подойдите поближе и посмотрите на него. Что с ним случилось?
Дети: Растение засыхает, погибает.
Воспитатель: А почему растение засыхает?
Дети: Растение хочет пить.
Воспитатель: А что пьют растения?
Дети: Растения пьют воду.
Воспитатель: Ребята, значит, что мы должны сделать?
Дети: Полить растение.
Воспитатель: Правильно, растение нужно полить. Давайте, каждый из вас польет растение.
(Дети поливают из лейки по очереди комнатное растение).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, что вы спасли комнатное растение. А пока оно пьет воду и оживает, мы пройдем в нашу лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам. На спинке каждого стула висит фартук. Ребята, наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.
- Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.
Опыт № 1 «Исследовать воду на вкус
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой. Выпейте немного воды из стакана. Имеет ли она вкус? А теперь добавим туда немного лимонного сока. Попробуйте теперь на вкус содержимое стакана.
Дети: Теперь вода имеет вкус лимона.
Воспитатель: А теперь в другой стакан добавим немного сахара. Пробуйте на вкус.
Дети: Да, вкус изменился.
Воспитатель: какой можно сделать вывод о вкусе воды?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Опыт № 2 «Исследовать воду на прозрачность»
Воспитатель: Ребята, возьмите стакан с водой и опустите в него ложку. А теперь возьмите стакан с молоком и в него тоже опустите ложку. Что можно увидеть?
Дети: В одном стакане видно ложку, а в другом нет.
Воспитатель: Какой вывод сделаем о прозрачности воды?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Физкультурная минутка.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг.
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш
Руки моем с-с
Щеки моем, шейку трем
И водичкой обольем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь по удобнее.
Опыт № 3 «У воды нет запаха».
Воспитатель: Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель: Скажите, вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?
Дети: Вода пахнет лимоном.
Воспитатель: Ребята, что произошло с соком лимона?
Дети: Сок лимона растворился.
Воспитатель: Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах. А сейчас выполним упражнение для пальчиков:
«Кораблик».
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Воспитатель: Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду.
- Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила цвет.
Воспитатель: Каким цветом стала вода?
Дети: Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель:- Почему вода стала красной, желтой, синей?
Дети: Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель: Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы.
- Ребята, вам понравилось быть волшебниками?
Дети: Да!
Заключительная часть.
Воспитатель: Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Дети: Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель: Зачем нам нужна вода?
Дети: Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель: А кому еще нужна вода?
Дети: Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель: Да, я согласна с вами. Все верно.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети: Проводили опыты.
Воспитатель: Что это были за опыты?
Дети: Опыты с водой.
Воспитатель: Что вы узнали из опытов?
Дети: Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.
Воспитатель: Молодцы. Воспитатель: Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить значки в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.
Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?
Дети: Да!
Воспитатель: Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись. Вы молодцы – спасли цветок от гибели и узнали много нового.