Юлия Бороздина
Конспект занятия по развитию речи «Проделки Буквоежки» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. «Проделки Буквоежки».
Цель: развитие звуковой культуры речи дошкольников.
Задачи:
-- развивать логическое мышление, память и познавательный интерес.
Оборудование:
алфавит; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; карточки с изображением овощей, игрушек; раздаточный материал: фишки разного цвета.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Проделки Буквоежки“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия.
Дети стоят полукругом перед магнитной доской, где вывешен алфавит.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько здесь букв, а кто мне скажет, что это такое? А что необычного в этой азбуке? А почему все буквы разного цвета? Правильно, все гласные буквы выделены красным цветом! А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать.
Загадки про буквы А, О, У, И, Ы, Э.
Воспитатель:
Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:
Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.
Воспитатель:
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Немые звуки» : я вам буду показывать артикуляцию гласного звука, а вы громко произносить этот звук.
«Появляется» Буквоежка и закрывает магнитами все буквы, обозначающие гласные звуки.
Воспитатель:
Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Ой, что то с нашей азбукой не то. Ребята чего не хватает в нашей азбуке? А почему же остались буквы Е, Ё, Ю, Я? Правильно, молодцы, исчезли только те гласные буквы, которые обозначают гласный звук, а в буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Но что же нам теперь делать, как продолжать наше занятие? А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая очень любит буквы. Ой, ребята, кажется, она нам оставила письмо, давайте прочитаем (Воспитатель читает письмо, в котором говорится, что Буквоежка забрала буквы себе, но они снова могут появиться, если ребята выполнят все ее задания).
Воспитатель:
Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
Дети с воспитателем подходят к первому мольберту, на котором висит картинка с изображением зайца, мольберт закрыт тканью, воспитатель берет конверт и читает.
Задание 1: подбор слов со звуком А
Отгадайте-ка загадку:
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц (Воспитатель снимает ткань с мольберта).
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А. (картофель, кабачок, капуста, свёкла)
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.
Какие бы вы игрушки подарили со звуком А в названии? (Дети называют игрушки со звуком А).
Воспитатель:
Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет, а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А. Воспитатель оборачивается на доску и обращает внимание детей, что в алфавите появилась буква А.
Воспитатель подходит с детьми к столу, на котором лежат конверт с заданием и мяч. Воспитатель читает задание.
Задание 2: изменение существительных по падежу
Воспитатель:
Ребята, Буквоежка предлагает нам поиграть в игру «Один - много». Я буду кидать мяч кому-нибудь из вас, и произносить слово в единственном числе, а вы будете мне возвращать мяч и произносить это же слово во множественном числе. (Шар – шары, стол – столы, кофта – кофты, палец – пальцы, лампа – лампы, буква – буквы, мама – мамы, год – годы, минута – минуты, мороз – морозы, губа – губы, рот – рты, стена – стены, торт – тОрты, мост – мостЫ, бант – бАнты, час – часы, кот – коты, труба – трубы, перец – перцы, народ – народы).
Воспитатель:
Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет, А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Ну-ка, Буквоежка, отдавай обратно букву Ы (На алфавите появляется буква Ы).
Воспитатель подходит с детьми к столам, берет конверт и читает следующее задание.
Задание 3: дыхательная гимнастика
Воспитатель:
Ребята, Буквоежка приготовила нам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если мы сумеем их расколдовать, то она вернет нам еще одну букву.
Дети подходят к столу, где перед каждым лежит картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.
Воспитатель:
Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Наберите побольше воздуха, поднесите картинку к губам, и подуйте на нее, не надувая щёк, медленно выдыхая так, чтобы картинка открылась.
У всех получилось? Какое слово изображено на картинке? (Жук).
Какой звук слышится в середине этого слова? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет, а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы выполнили. Ой, ребята, что-то Буквоежка не спешит возвращать нам букву У. Давайте ей покажем, что мы можем не только определять один звук в слове, но и составлять схему звукового состава всего слова ЖУК. Давайте пройдем к столам, и попробуем составить звуковую схему слова ЖУК. (Дети выкладывают на столах звуковую схему слова ЖУК с помощью фишек).
Ой, ребята, смотрите, в алфавите появилась буква У, значит теперь мы точно справились с заданием.
Воспитатель подходит к следующему столу, берет конверт с заданием и читает.
Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Воспитатель:
Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Воспитатель предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Воспитатель:
Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет, а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.
Воспитатель подходит к следующему столу, берет конверт с заданием и читает.
Задание 5: определение количества слогов в словах.
Воспитатель:
Буквоежка пишет, что по дороге к нам она пробегала мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда она громко крикнула, то в ответ услышала. (эхо).
Воспитатель:
Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.
Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.
Воспитатель:
Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.
Какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Можно увидеть этот звук? (нет).
Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Мы справились с заданием, так что Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э. Буквоежка возвращает последнюю букву.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на азбуку, все ли буквы на месте. Какие мы сегодня буквы искали? Какие звуки обозначают эти буквы? А почему Буквоежка не забрала буквы Е, Ё, Ю, Я? Ребята а какие звуки кроме гласных еще бывают? А они все одинаковые? Молодцы ребята, теперь Буквоежка будет знать, что мы свои буквы просто так не отдадим!
закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э;
- упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях;
- продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове;
- закреплять понятия «звук», «буква»;
- формировать умение составлять схему звукового анализа слова;
- упражнять в определении количества слогов в слове;
- совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения;
- упражнять в выработке плавной воздушной струи;