Ильина Татьяна Васильевна
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Творческое рассказывание
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в творческом рассказывании, в умении использовать в речи слова обобщения, синонимы и антонимы.
Задачи:
Связная речь:
Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга, использовать для описания зимы образные слова и выражения. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие.
Грамматика:
Упражнять в употреблении названий детенышей животных в родильном падеже единственного и множественного числа.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи для детей подготовительной группы, Творческое рассказывание» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Образование относительных прилагательных (обозначающих материал, из которого сделан предмет)
Словарь:
Упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Обогащать словарный запас ребенка антонимами. Подобрать слова с противоположным значением.
Звуковая культура речи :
Закрепить правильное произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи, учить регулировать громкость голоса, темп речи.
Ход занятия.
Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Давайте посмотрим, что в ней находится ( На посылке надпись: «Приз за участие в празднике»)
Воспитатель открывает посылку и находит там записку.
Показывает ее детям.
Записка.
ХА-ХА-ХА
Привет от Кота и Лисы. Ваше угощение мы надежно спрятали. Никогда не найдете.
Кот и Лиса.
Ребята, где же нам их искать? Наверное, они убежали в лес. Пойдемте поищем их в лесу. (Под елкой сидит зайчик-игрушка). Давайте тихонечко подойдем к зайчику. Тише, не спугните его. Посмотрите на него внимательно. Какой он? (Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький)
А с чем можно сравнить его? На что он похож? (белый и пушистый, как вата, как снежок зайчонок, как мячик прыгает)
Погулял зайчонок в лесу и поскакал к своей маме веселый.
- К слову «веселый» подберите слова, близкие по значению, по смыслу.
- Так какой был зайчонок? (Довольный, бодрый, шустренький, радостный)
- А если он был радостный, то он не просто скакал, а …мчался, летел.
- А если бы он встретил в лесу кота и лису, которые всех обижают, то какой бы он прискакал домой. Подберите к слову «веселый» слова, противоположные по значению, по смыслу. Так какой был зайчонок?
- Грустный, печальный, испуганный, огорченный…
- А если зайчонок был бы грустный, то он домой не скакал, а …
- Тащился, плелся, брел…
К счастью, наш зайчик не встретил кота и лису, он веселый, счастливый и хочет, чтобы вы с ним поиграли. Он хочет проверить, хорошо ли вы знаете лесных жителей.
- Как называются животные, которые живут в лесу? – Дикие.
Игра называется «Кто у кого?». Я назову животное, а тот, кому я брошу мяч, назовет его детеныша или детенышей.
- Лиса – один лисенок, два лисенка, много лисят.
- Медведь – один медвежонок, три медвежонка, много медвежат.
Тот кто ответит неправильно делает шаг из круга.
- Молодцы, ребята, всех лесных животных вспомнили.
Зайчонок спрашивает, а не расскажите ли вы еще о нем. Давайте вспомним скороговорку о зайчике.
Дети читают скороговорку.
«Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел
А вот белка не бела
Белой даже не была».
Быстро, в умеренном темпе, медленно, громко, тише, шепотом, без голоса.
- Молодцы, ребята, вы очень понравились зайчонку, и он хочет помочь нам. Здесь неподалеку живет мудрая сова, которая все знает.
Идем дальше и видим на дереве сову и ее домик. Под домиком подпись: «Мудрая сова».
- Ребята, давайте поздороваемся с мудрой совой.
- «Здравствуй, мудрая сова».
- Здравствуйте, а кто вы?
- Ребята, кто расскажет сове, кто мы, зачем пришли сюда и что ищем.
(Рассказывают о себе 2-3 ребенка)
- Ребята, мудрая сова обещает помочь нам, если мы выполним все ее желания.
Сове на день рождения подарили картину, ей очень хочется знать, что на ней изображено, а она, как вы знаете, днем очень плохо видит. Давайте, расскажем ей об этой картине.
(Выставляем картину на мольберт)
Вопросы к детям:
1. Как можно догадаться, что это произошло зимой?
2. Как можно сказать про зиму, какая она?
3. Чем заняты дети?
4. Какое у них настроение?
5. Как можно назвать картину?
Придумайте рассказ про то, что изображено на картине. Расскажите, когда это было, почему так произошло, чем закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга.
Дети рассказывают.
- Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, что бывает только зимой.
Физкультминутка.
«Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
- Второе желание совы.
«Скажи какой?»
(Воспитатель делит детей на 2 команды, придумывает название, выбирают капитанов. Задание дается поочередно командам. За правильный ответ капитаны получают фишку).
Дом из камня – каменный
Дом из кирпича –
Шляпа из соломы –
Платье из шелка –
Платье из ситца –
Платье из бархата –
Шарф из шерсти –
Монета из меди –
Ложка из олова –
Ложка из серебра –
Стакан из стекла –
Кольцо из золота –
Платок из пуха –
Сумка из кожи –
Чашка из фарфора –
Ваза из хрусталя –
Миска из глины –
Кораблик из бумаги –
Коробка из картона –
Шуба из меха –
Медвежонок из плюша –
Третье желание совы.
- Знаете ли вы из чего состоят все слова?
- Из звуков.
- Задание первой команде:
Вспомнить и назвать слова со звуком «Р»
- Задание второй команде:
Вспомнить и назвать слова со звуком «Л»
А теперь составьте предложения, в которых есть слова со звуком «Р» и «Л»
(Тигр рычит. Слон любит листья.)
А сейчас сова хочет знать, правильно ли вы назовете слова, противоположные по значению.
«Скажи наоборот»
Добрый – злой
Вежливый – грубый
Аккуратный – неряшливый
Трудолюбивый – ленивый
Внимательный – рассеянный
Горький – сладкий
Грустный – веселый
Большой – маленький
Холодный – горячий
Белый – черный
Вперед – назад
Вправо – влево
Помнить – забывать
Говорить – молчать
Покупать – продавать
Друг – враг
День – ночь
Финиш – старт
Скажу слово я «Высоко»
А ты ответишь «Низко»
Скажу тебе я слово «Трус»
Ответишь ты «Храбрец»
Теперь «Начало» я скажу
Ну, отвечай, «Конец»
- Подводим итоги конкурсов 2-х команд. Победителям вручают медали «Мудрая сова», второй команде утешительные призы.
- Сова сказала, что вы молодцы, вы почти такие же мудрые, как она, поэтому она поможет найти нашу посылку (ее содержимое).
Детям предлагают прочитать записку, где находится приз.
Материал:
Картина «Зимние забавы»
Заяц-игрушка
Мяч
Сова-игрушка
Посылка
Медали «Мудрая сова»
Сувениры.
Литература.
1. О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина «Занятие по развитию речи в детском саду», из-во «Совершенство» 1999г.
2. М. А. Бережнова «Веселая грамматика», Д. Сталкер 2000-336 сер «Скоро в школу»
3. Е. Синицына «Игры и упражнения со словами» Юнвес Москва 2000г.
4. Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей», Ярославль «Академия развития» 1996г.
5. Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева «Подготовка к школе», Дельта, Санкт-Петербург 1999г.