Ольга Шустова
Конспект игрового занятия по знакомству с крупами «Каша-малаша»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема- праздника: КАША-МАЛАША
Цель занятия : развитие познавательной активности, приобщение к традициям
Задачи: - расширение представлений детей о крупяных культурах, о крупах и о кашах; дать попробовать ранее неизвестные детям каши, научить играть в народные игры;
- развитие познавательной активности, развитие речи посредством УНТ, развитие коммуникативных способностей, развитие памяти.
- приобщение к народным традициям, сплочение детского коллектива.
Темочки:
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Темочки
Оборудование: русский народный (женский) костюм, костюм «Сороки-белобоки», музыкальное сопровождение, различные виды круп и каш, печатные пословицы, ленточки, ложки (деревянные, мультфильм «Каша из топора», презентация «Зерновые культуры»
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущие: хозяйка, Сорока-белобока.
Хозяйка выбегает с детьми под плясовую, водят хоровод.
Сорока «у печи варит кашу»
I. Вступление:
Хозяйка: А тпру, тпру, тпру!
Не Вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Вари молошненькую.
Сорока, сорока,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости-то узнали
Сразу прибежали. - Сегодня у нас праздник – «Каша-малаша»
Сорока:
Дети-детишки,
Читали вы книжки? (дети отвечают)
Что такое каша?
Может скажет Лёша?
Серёжа или Вова?
Что такое каша?
Дети отвечают. Обычно они говорят, что каша – это сваренная на воде или молоке крупа.
Хозяйка: - Так, да не так. «Кашей» на Руси называли свадебный пир. Кашу обычно устраивали в доме у отца невесты.
II. «Разговорник»
Хозяйка: - Кто знает пословицы, поговорки
И скороговорки?
А, может, загадки
О каше сладкой?
1. Отгадай загадку нашу
Не испортишь маслом (кашу)
2. Любимая и желанная
Всем детям каша (манная)
3. Всем детям рост обеспечивает,
Полезная каша … (гречневая)
4. Не спеша пережевываем
Жёлтую кашу (пшённую)
5. За обе щёки уписываем
Белую кашу (рисовую) 6. Силы даёт и вес
Богатырь (геркулес)
7. Я бегом бегу в столовую,
Кашу я люблю (перловую)
8. Ложки дружно облизали
И спасибо всем… (сказали).
- Мы знаем поговорки. Дети читают и объясняют значение поговорки.
Щи да каша – пища наша.
Воду жалеть – и каши не сваришь.
Как заварил кашу, так и расхлёбывай.
Сорока: - А теперь давайте попробуем быстро сказать скороговорки о каше.
В городе Торжке продают бабу в горшке.
Кошка Крошка на окошке.
Кашку кушала по крошке.
Хозяйка: - Объясните значение высказываний:
Сапоги каши просят. (рваная обувь)
Каша во рту. (говорить непонятно)
Мало каши ел. (слабый человек)
Заварил кашу. (затевать сложное дело)
В голове каша. (нет ясности в понимании)
Расхлёбывать кашу. (распутывать дело)
III. «Базар»
Хозяйка: - А какие каши бывают? Кто ел - те знают.
- Отправляемся на базар.
Выставка круп. Дети называют крупу и какую кашу можно из неё приготовить. Рассматривают, на каких растениях выросли крупы. Просмотр презентации.
( презентация: «Зерновые культуры. 3 класс»)
Растение крупа каша
просо пшено пшенная
пшеница манка, пшеничная манная, пшеничная
овёс овсяная овсяная
гречиха гречневая гречневая
ячмень ячмень перловая, ячневая
Хозяйка: Масленька каша –
Кушанье наше.
Все мы покушаем,
Сказку послушаем.
(Дети и гости пробуют каши)
IV. Народные игры
Сорока: Кто на силёнки жидёхонек
Да росточком малёхонек.
Про того говорят так? («Мало каши ел»)
Хозяйка: Пришло время игры
Для весёлой детворы.
Игра «Ловишка».
Детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребёнка сзади. Произносится текст - считалочка:
Мы – весёлые ребята –
Любим бегать и играть,
Ты попробуй нас догнать! (выбирается Ловишка)
Дети разбегаются, Ловишка догоняет детей и забирает у них ленточки.
После слов ведущего: «Раз, два, три, в круг беги!» - дети собираются в круг и подсчитывают, сколько Ловишка собрал ленточек. Затем выбирается новый Ловишка.
Сорока проводит игру «Вытяни репку»
И из тыквы варят кашу,
И из репы варят кашу.
Вот такая репка наша!
(Раньше на Руси овощное пюре называли кашей.)
В игре принимают участие две команды. В каждой из них шесть игроков (персонажи Репки). Участники становятся в две колонны, на расстоянии нескольких метров от первого игрока каждой команде ставится «репа» (муляж или кегля). По сигналу Хозяйки первые номера («деды», бегут к «репе», огибают её, возвращаются к своей команде, берут за руку второго участника («бабку») и обегают «репу» вдвоём. Последний играющий («мышка», обегая «репу», должен успеть схватить её. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.
Хозяйка проводит игру «Ложки»
В центре игровой площадки на столе лежат ложки (на одну меньше, чем количество игроков). Дети, взявших за руки, ходят по кругу (вокруг стола, приговаривают:
Кашу мы варили,
Ели да хвалили.
Маленькой Дуняше
Не хвалило каши.
Ты не плачь, Дуняша,
Будет тебе каша,
Погоди немножко,
Принесу я ложку.
Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило – выбывает из игры. Затем одна ложка убирается, игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмет последнюю ложку, он и отдаёт её «Дуняше» то есть станет победителем в игре.
V. Просмотр мультфильма
Хозяйка: Кто мне скажет без подсказки:
Из чего в русской сказке
Солдат кашу варил
Да хозяев кормил.
Сам наелся всласть.
Дети отвечают. Просмотр мультфильма «Каша из топора» (можно просмотр перенести на вечер)
VI. Прощание
Хозяйка: Кашу поели,
Поиграли, пошумели,
Загадки отгадали,
Сороку повидали,
До свидания, ребятки,
Ешьте больше каши сладкой!
Сорока: Каша рисовая, да манная,
Да перловая, да овсяная,
Будет каша разная
На столе по праздникам.
Доедают каши
Дополнительное задание:
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ ПО ТЕМЕ «КРУПЫ»
О В Ё С Г Ч К
Е М Ч Я Р Е А
Н Ь С И Р Ш П
А К Н А М Е Н
К У Р А Е Р О
У К У З П Л О
И Ш А К А К В
Овёс, гречка, рис, ячмень, пшено, манка, кукуруза, перловка, каши.