Елена Фёдорова
Конспект занятия познавательного типа «Зрение как орган познания окружающего мира» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить знания детей об органах чувств путем экспериментирования, подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых представителей животного мира.
Задачи:
-раскрыть значения органов зрения для познания окружающего мира.
-дать знания об охране зрения человека.
-формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя экспериментирование.
-воспитывать чуткое отношение к людям с физическими недостатками.
Материалы:
-продукты для узнавания на вкус-апельсин, яблоко.
Публикация «Конспект занятия познавательного типа „Зрение как орган познания окружающего мира“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-повязки для глаз, книга, лента, два обруча, два мяча.
-листы белой бумаги с контурами фигур, фломастеры.
-геометрические фигуры (круг, квадрат, полоски бумаги с 4-5 кружками, надпись "Мама".
Методы: наблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, выводы, рассматривание.
Ход занятия
О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
"Два братца через дорогу живут, друг друга не видят".
(Глаза)
Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые.)
Каким бывает цвет глаз? (карие, голубые, зеленые, серые)
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Блок 1. - Зачем человеку глаза?
Воспитатель вызывает двух детей, завязывает им глаза и бесшумно совершает 2-3 действия, например, взмахивает лентой, берет книгу.
-Скажите, что я держу в руках? А что я делаю?
-Теперь снимем повязку и скажем: зачем человеку глаза?
(ответ ребёнка, его дополняют другие дети)
Блок 2. - Зачем человеку 2 глаза?
-Ребята, сколько глаз у человека?
-Закройте один глаз рукой и посмотрите, что я держу в руках (мяч)
-Если мы так хорошо видим одним глазом, зачем нам другой? Чтобы проверить, необходимо ли иметь два глаза, проведем эксперимент.
Первый эксперимент: дети проходят за столы. На столах у каждого ребенка лист бумаги с двумя нарисованными контурами и фломастер.
-Обведите фломастером контуры фигуры. Теперь закройте левый глаз левой рукой, придерживайте бумагу локтем и обведите контуры второй фигуры.
-Когда вам было удобнее выполнять задание?
Второй эксперимент: двое детей держат обручи, а двое постараются попасть мячом в обруч. Завяжем 1 глаз и посмотрим, легко ли им теперь выполнить задание.
Вывод: Человеку необходимо два глаза, так как двумя глазами лучше и больше видно.
-Ребята, а что умеют делать ваши глаза? (видеть, смотреть).
-Проверим, могут ли ваши глаза определять форму.
-Как называется эта фигура? (круг). А эта? (квадрат). Ну как, могут?
-Какого цвета круг? А квадрат? Так что ещё могут определять глаза? (цвет).
Показываю детям две палочки разной длинны.
-Какая из этих палочек длиннее? Кто вам об этом сказал?
Что ещё могут определять глаза? (размер).
Итог: Что могут определять глаза? (цвет, размер, форму).
-А теперь я покажу вам слово (педагог показывает лист бумаги со словом "Мама").
-Что здесь написано? Что ещё умеют делать наши глаза? (читать).
-И читать они умеют! А считать точно не умеют. Вы не сможете сосчитать, сколько здесь кружков. И считать умеют!
-Сколько же всего умеют делать наши глаза!
-Ребята, с помощью глаз мы познаём мир. А можно ли познать мир, если у человека глаза не видят? Рядом с нами, в одном городе, живут люди с плохим зрением, слепые люди. Как же они узнают о том, что вокруг них происходит?
Есть ли у наших глаз помощники? Давайте проверим.
-Кому-то из вас я завяжу глаза. Вам нужно выполнить задание с завязанными глазами. (педагог меняет положение и зовёт детей по имени. Дети подходят к педагогу ориентируясь на голос).
-Как вам удалось узнать, где я стою? (с помощью слуха).
-А сейчас поиграем в игру "Угадай-ка".
Воспитатель надевает повязку на глаза ребёнку, он должен узнать товарища на ощупь.
-Как тебе удалось узнать друга? (с помощью рук)
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Дети сидят друг против друга. Под салфетками апельсин, наколотый на вилочку и яблоко. Половине детей надевают повязки на глаза, а другим детям предлагают взять апельсин и дать понюхать его тем, кто с завязанными глазами.
-Чем вас угощают? Как вам удалось узнать? (при помощи запаха).
Предлагаю съесть апельсин. Дети меняются ролями. Педагог предлагает, не открывая глаз, попробовать угощение.
-Чем вас угостили? (яблоком)
-Как вам удалось узнать? (попробовали)
Вывод: Только ли с помощью зрения человек познаёт мир?
Нет. Человек может познавать мир с помощью рук, слуха, запаха, вкуса.
-А какой из этих органов наиболее важный? (глаза).
Вывод: Незрячим людям тяжело в жизни потому - что зрение важный орган в познании мира.
-Только ли человеку нужно зрение?
-Для чего животным зрение?
-Назовите животное, которое может обойтись без зрения? (крот). Почему? Что заменяет ему зрение? (обоняние).
-Назовите птицу, которая плохо видит днем и хорошо ночью? (сова).
-У какой птицы самое хорошее зрение? (орел).
-Ребята, а у всех ли людей хорошее зрение? Какие приборы помогают человеку с плохим зрением? (очки).
-Чтобы наши глазки не уставали, не болели, нужно делать гимнастику для глаз (воспитатель с детьми выполняет упражнения для глаз).
-Из - за чего может испортиться зрение? (дети называют причины).
-Ребята, подойдите к картинкам, посмотрите и послушайте.
Глаз поранить очень просто
Не играй предметом острым.
Глаз не три, не засоряй,
Лёжа книгу и в транспорте не читай.
Телевизор в доме есть,
Но пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подрят,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз-
Не сгибайся, как от ветра-
От стола до ваших глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Вывод: Ребята, для чего нам нужно зрение? Что нужно делать, чтобы его сохранить? Как нужно относиться к незрячим людям? Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?