Елена Николаева
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Где ты, ветерок?»
▼ Скачать + Заказать документы
Николаева Е. Ю.
Цели: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха прозрачный, лёгкий;
Задачи: 1. подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;
2. развивать речь детей, активизировать их словарь; формировать представления о ветре и его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте;
3. воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Предварительная работа:
• Наблюдение за ветром на прогулке;
• Игры с вертушками, мыльными пузырями;
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе „Где ты, ветерок?“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
• П. /и «Раздувайся пузырь»
Интеграция образовательных областей:
-«Познание» (формирование целостной картины мира)
-«Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое»
Виды детской деятельности :
--игровая,
-коммуникативная,
-познавательно-исследовательская,
-восприятие художественной литературы,
-здоровьесберегающая.
Планируемые результаты:
-проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок»,
-активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.
Материалы и оборудование:
-картинки с изображением насос, фен, веер, вентилятор, мельница, пылесос;
-трубочки и миска с мыльной водой,
-кораблики из бросового материала,
-игрушка Карлсон,
-шарик,
- разрисованные полиэтиленовые пакеты,
-вертушка.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках (полукругом) раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто –то стучит, пойду посмотрю кто к нам пришел?
- Здравствуйте, проходите!
- Ребята посмотрите кто к нам пришел? (В. Держит в руке игрушку Карлсона).
- Вы знаете кто это?
- А откуда вы его знаете?
- Посмотрите на Карлсона, он почему – то грустный.
- Что случилось? Скажи мне на ушко.
- Ребята, говорит, что его друг Ветерок спрятался и он не может его найти. Карлсон из – за этого очень расстроился.
Основная часть.
Беседа.
- Попробуем его найти в нашей группе? Дети ищут (не находят, присаживаются отдохнуть).
-Где же можно ветерок встретить? (на улице-деревья качает, пыль, песок поднимает).
-А мы его видим? Нет.
-Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы – гонит по небу облака, пыль поднимает, ветки на деревьях качает. Получается ветерок – невидимка.
- А какие предметы помогут сделать ветерок? (вентилятор, фен, мельница, веер) (выставляются картинки)
-А мы сами можем ветерок сделать?
-Как?
- Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. (Предлагаю детям сделать то же самое).
- Что почувствовали?
-Какой ветерок?
- При ветерке стало холоднее или теплее?
-А что такое ветер?
Это движение воздуха.
Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим. Воздух вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох, и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа вокруг – всем нужен воздух, чтобы дышать.
-Кому ещё нужен он, кроме людей? (зверям, птицам, растениям)
-А столу, книге нужен?
- Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.
- Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел.
-Это воздух.
-Что это? (спрашивает каждого ребенка).
- Ребята, а как ещё мы с вами можем сделать ветерок?
Чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я вам раздам вату.
- Посмотрите на меня, для того чтобы наш ветерок подул нужно - губы трубочкой - вата лежит на ладони.
Я дую? (дую, вата улетает).
- А теперь сами попробуйте сдуть пушинки с ладони.
- Молодцы научились делать ветерок.
- Давайте подарим нашему другу вату, чтобы он мог дома поиграть.
Игра с веером.
-Посмотрите, что у меня есть.
-Это что? Веер.
-А для чего он нужен?
Возьмите и попробуйте помахать веером и почувствуйте прохладу. Нравится?
Вот какой ветер-невидимка.
Опыт «Холодный, горячий воздух»
- Воздух может быть горячим и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку.
- Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).
- А теперь сделайте губки трубочкой и подуйте на ладошку.
-Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка)
-Ребята, а давайте расскажем и покажем Карлсону, какое мы знаем стихотворение про ветерок :
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь).
-Иногда такое бывает, что дверь сама открылась. Это ветерок постарался.
Физ. минутка:
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть.
(маршируем).
Игра с воздушными шарами.
-А мы с вами можем надувать разные предметы, например, воздушные шарики?
-А почему шарики мы называем воздушными?
-Правильно, потому что в нём воздух.
-А где ещё есть воздух?
-Я буду надувать воздушный шарик.
А вы весёлые пакетики (разрисованные полиэтиленовые пакеты). (Если у детей не получается, то можно предложить «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет.)
Карлсон наблюдает за действием детей:
«Молодцы ребята, хорошо у вас получается!»
Опыт «Угадай какой запах?»
- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
(Высказывания детей).
- У чистого воздуха нет вкуса.
Вдохните воздух носом….
Какой у него запах? (у него нет запаха)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной :
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон) и раскладывает их в разные баночки.
- А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи.
-Кто хочет поиграть?
Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?
- Ребята давайте я вас научу, как с ветерком можно по-разному играть, если научиться сильно, дуть.
Опыт с мыльными пузырями.
Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
-Здесь стоят стаканчики с чем?
-Правильно с водой.
-Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…
-дети, что произошло?
-Что мы увидели? Пузыри воздуха…
-А как он там оказался? Мы выдохнули его.
-А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом.
-Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)
-Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
-Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
-Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
-Какие пузыри? Легкие, воздушные…потому что внутри них что?
-Значит воздух какой? Легкий!
-А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха?
Игра с вертушкой.
-Ребята, а как вы думаете, вертушку можно заставить крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем.
-Вот какие мы молодцы!
А ветер настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.
Опыт с корабликами на воде.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Тот бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- А вы хотите попробовать?
-Где плавают кораблики? Наше море будет в тазиках.
Опустим корабли на воду.
-Почему они не плывут?
\Давайте посмотрим, как можно гнать по волнам маленькие парусники. (в нескольких тазах с водой плавают парусники).
Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют).
-Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
- Карлсон: Теперь я знаю, что ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать.
Рефлексия.
Итог занятия.
- Вот мы и нашли друга Карлсона. Ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать и даже с ним поиграть.
-Воздух можно чувствовать?
-Что для этого мы делали? (дули)
- А как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять (на улице.)
- Ребята, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками и весёлыми мешочками и воздушными шариками.