Татьяна Кобякова
Конспект занятия для старшего возраста «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с органами чувств человека.
Материал: Карточки со схематичным изображением органов чувств. Непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра апельсина, чеснок и др.) и вкусами (конфета, лимон и др.). Аудиозаписи различных звуков (шум моря, скрип двери, лай собаки и т. п.). «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, наждачная бумага, резиновый мяч).
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия для старшего возраста „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об органах чувств человека. Сколько их и как они называются? Кто ни будь, из вас знает? (ответы детей). У человека пять органов чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа.
Воспитатель: Отгадайте, о чём идёт речь.
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
Выставляет на мольберт карточку с изображением носа.
Воспитатель: Нос-это орган чувств, а как называется само чувство?
Дети: Обоняние.
Воспитатель: Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи.
Воспитатель: Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках.
Пять-шесть детей с закрытыми глазами поочерёдно определяют содержимое той или иной ёмкости.
Воспитатель: Ребята, а какие бывают запахи?
Дети: Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. п.
Воспитатель: Может ли запах предупредить человека об опасности? Как вы думаете?
Дети: Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что- то подгорело. Если продукт плохо пахнут - они испортились и их нельзя есть.
Воспитатель: Молодцы! Ваши органы обоняния вас не подвели. Как называется ощущение, воспринимать которое человек может языком?
Выставляет карточку на мольберт с изображением языка.
Дети: Язык помогает ощутить вкус пищи.
Воспитатель: Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим - яблока. Некоторые любят кислое, другие - солёное. Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды (Ответы детей.)Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?
Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.
Воспитатель: К сожалению, некоторые продукты питания, вкус которых нам нравятся, приносят нашему организму не пользу, а вред. Послушайте шуточную рекламу и вы сами всё поймёте.
1-й ребёнок.
Жёлтая фанта - напиток для франта.
2-й ребёнок.
Будешь фанту пить смотри - растворишься изнутри!
1-й ребёнок.
В мире лучшая награда - это плитка шоколада!
2-й ребёнок.
Пусть запомнят, стар и млад - зубы портит шоколад!
Воспитатель: Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу вы пробуете.
Дети закрывают глаза, воспитатель даёт им пробовать продукты, имеющие разный вкус. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый».
Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Отгадайте загадку и скажите, для чего человеку необходим этот орган. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
Выставляет на мольберт изображение глаза.
Воспитатель: Глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир. Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно многое узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть весёлыми, внимательными. … Какие ещё?
Дети: Умными, любопытными, добрыми, задумчивыми, грустными, печальными и т. п.
Воспитатель: Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! А теперь закройте глаза, положите руки на колени ладонями вверх. Будьте внимательны. Тот, к чьим пальцам я прикоснусь, скажет, какие звуки он слышит.
Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. Ребёнок, чьей руки коснулся воспитатель, называет услышанный звук.
Воспитатель: Что вы чувствовали, ощущали и какими органами чувств при этом пользовались?
Дети: Это слух и осязание! Звуки мы слышали ушами. Прикосновения ощущали руками.
Выставляет на мольберт изображение уха и руки.
Воспитатель: Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка». По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нём. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание). Что ещё мы можем почувствовать с помощью осязания?
Дети: Если мы возьмём чашку с чаем, то почувствуем, горячий он или нет. Проводя рукой по наждачной бумаге, чувствуем, что она шершавая. Гладя кошку, ощущаем какая она пушистая и теплая и т. д.
Воспитатель:
Одна дана нам голова,
А глаза два, и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,-
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали!
(С. Маршак)
Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними.