Любовь Лукьяненко
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по валеологии в старшей группе
Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка»
МБДОУд/с№18 «Колобок»
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия по валеологии в старшей группе „Органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Задачи: Развивать сенсомоторные способности у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулировать органы чувств : слух, осязание, обоняние и вкус.
Обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека : зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования,
Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, умение делать выводы.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
и друг другу улыбнёмся.
Вос-ль: Ребята вы любите отгадывать загадки?
-Да
Вос-ль - Послушайте и отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
Вос-ль - Правильно, это человек. В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи, а чем отличаетесь (ответы детей).
- Хоть мы все и разные, но все похожи между собой строением тела, у каждого есть руки, ноги, голова, туловище. Все это называют частями тела. Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют) .
- У нашего тела есть помощники, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники?
Дети: - Уши, глаза, нос, язык, кожа.
Вос-ль - Глаза, уши, нос, рот и руки – это части нашего тела, а еще их называют органами чувств.
Скажите, с помощью чего вы искали части тела? (С помощью рук). Этот орган называют органом осязания. Благодаря органу осязания мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая. Лёд холодный. Это и есть работа органа осязания.
А сейчас проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек с предметами».
Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.
Материал: резиновая игрушка, деревянный круг, лупа, кожа, салфетка бумажная, ложка, мех, пластмассовый кубик, мешочек из ткани.
Описание игры: Дети на подносе берут разные предметы из разного материала. У ведущего мешочек с разными предметами (второй комплект). Дети по очереди «обследуют» предметы и рассказывают о своих ощущениях
Дети: - У меня мех на ощупь мягкий и пушистый. (Ребенок называет, что бывает мягким и пушистым.)
Далее дети по очереди подходят к Волшебному мешочку, опускают руку и находят пару к своему предмету.
Вос-ль: Отгадайте загадку и скажите, о чем речь?
На ночь два окошка
Сами закрываются,
А с восходом солнца,
Сами открываются. (Глаза)
Вос-ль - Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть?
Дети: - Зрение.
Воспитатель: - Глаза помогают нам видеть. Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человека, можно узнать его характер и настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Каким еще?
Дети:- Умными, интересными, добрыми, задумчивым, грустными, печальным и т. д. (если дети не отвечают, воспитатель помогает, дети повторяют)
Вос-ль - Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! Скажите, для чего человеку нужен этот орган?
Дети: - Различать цвета, рисовать, смотреть кино, мультфильмы и т. д.
Вос-ль - Я приготовила для ваших глаз интересные задания. Давайте сядем на стульчики за столы. Внимательно посмотрите на картинки и найдите отличия на картинках.
Давайте посчитаем, сколько отличий мы с вами нашли? 10
Что бы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – делать зрительную гимнастику.
Еще одна загадка для вас
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле. (Ушки)
Вос-ль: - Уши - это орган ощущения, а как называется чувство?
Дети: - Слух.
Вос-ль: - А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите.
Воспитатель играет на музыкальных инструментах, дети отгадывают инструмент по звуку.
Вос-ль - Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств. Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь. А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т. д.)
-Послушайте ещё загадку
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Вос-ль: - Нос - это орган чувства, а как называется чувство? (Обоняние). Есть ли у человека обоняние и как оно помогает нам в жизни?
Дети: - С его помощью различают запахи. Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.)
Вос-ль: - Проведё м эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах (от киндер-сюрприза).
Дидактическая игра «Отгадай по запаху».
Цель: формировать умение различать запахи;
стабилизировать психическое состояние;
активизировать мышление и внимание;
формировать навыки саморегуляции.
Материал: набор капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: лимон, апельсин, яблоко, груша, лук, чеснок.
Описание игры: Дети получают по одной капсуле от киндера с запахом. Дети по очереди «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях ( например: у меня капсула с запахом лимона)
Вос-ль: - Итак, какие бывают запахи?
Дети: - Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.
Вос-ль: - Может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: - Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т. д.
Вос-ль: – Чтобы ваши носики были здоровы, предлагаю выполнить упражнения.
Дыхательная гимнастика:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Физминутка
Вос-ль: - Следующая загадка- последняя
Если бы не было его, не сказали-бы ничего. (Язык)
Так зачем нам язык?
Дети: - Ответ: чтобы кушать, разговаривать.
- А еще, чтоб чувствовать вкус пищи. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а вторым - яблоки. Кто-то любит соленое, другие - сладкое.
Но не все стоит пробовать на вкус. Например, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать незнакомые продукты)
Вос-ль: - Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»
Ход игры: Дети надевают на глаза повязку, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый». Если дети не справятся с заданиями, помочь подсказками.
Рефлексия
Вос-ль: - Ну, вот мы с вами отгадали все загадки и познакомились с органами чувств. Назовите их.
(Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. Вы должны беречь их и ухаживать за ними.
Атак как вы сегодня были молодцы, справились со всеми заданиями, я вас награждаю медальками. Хорошего вам настроения.