Татьяна Григорьева
Конспект познавательного занятия «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия «Наши помощники – органы чувств» в старшей группе.
Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия „Наши помощники — органы чувств“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Обучающая: Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением.
Развивающая: Развитие внимания и наблюдательности; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
Воспитательная: Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.
Материал: ширма, коробка с письмом, бумага, вода, ножницы, чеснок, душистый перец, апельсиновая кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе, металлические ложки, шарфы, иллюстрации по теме.
Ход познавательного занятия:
Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо и коробка. Сейчас прочтем от кого оно (от Буратино). Воспитатель читает письмо. Как вы думаете коробка пустая или нет? Воспитатель трясет коробку (в ней что гремит).
Воспитатель: Что помогло вам узнать что в коробке что-то лежит? (уши). Сколько ушей у человека?
Дети: Всего 6 ушей. 2 уха вы видим, а 4 находятся внутри.
Воспитатель: А зачем человеку нужны уши?
Дети: Чтобы слышать разные звуки: кто как кричит, как шумит море, шуршит листва, пение птиц, голос мамы и т. д.
Воспитатель: Правильно. Чтобы слушать, что происходит вокруг нас. Уши – это орган слуха.
А вот сейчас проверю у вас хороший слух или нет. Игра «Определи на слух»
(за ширмой рвет бумагу, переливает воду в стакан, режет ножницами бумагу)
- Чтобы уши были здоровыми и был хороший слух, надо за ними ухаживать, беречь их.
- Что делать нельзя:
- Ковырять в ушах острыми предметами;
- Не допускать попадания воды;
- Слушать громкую музыку;
- Кричать на ухо;
Воспитатель: Ребята так что же лежит в коробке хотите узнать? Давайте ее откроем.
(открывают, схемы органов чувств в конвертах с написанными загадками)
Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Правильно, глаза. Для чего нужны глаза человеку?
Дети: Чтобы видеть, смотреть все вокруг.
Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?
Вызывает двух детей и завязывает им глаза:
- Скажи, что у меня в руках?
- А что я делаю?
Воспитатель: С помощью глаз мы можем увидеть как прекрасен наш мир, увидеть какого цвета, формы, размера предметы. Глаза – это орган зрения. А вы хотите узнать какого цвета ваши глаза? Тогда посмотрите в глаза друг другу. Какого они цвета?
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях- глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Как вы думаете, для чего нужны ресницы, веки?
Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.
Воспитатель: Но для того чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?
- Есть продукты с витаминами.
- Делать упражнения для глаз.
- Гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику для глаз
Посмотрели вправо – влево
Вверх - вниз
На меня скорей взгляните
Левым глазом подмигните
Правым глазом мне моргните.
Быстро, быстро поморгайте
Сильно закрывайте
А теперь их открывайте.
Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Дети: Нос.
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, с его помощью различать разные запахи.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нос – это орган обоняния. С помощью носа мы можем определять разные запахи. И сейчас мы проверим, сможете ли вы определить разные запахи.
Проводится игра «Определи по запаху».
( на большом подносе в пакетах лежат ароматизированные предметы: чеснок, душистый перец, апельсинная кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе).
- Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут – их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.
Воспитатель: Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.
Правила здорового носа:
- Одеваться в соответствии с погодой.
- Избегать простуды.
- Пользоваться платком во время чихания.
- Не засовывать в нос посторонние предметы.
- Не ковырять глубоко в носу.
- Беречь от ударов.
- Тщательно и аккуратно промывать нос.
- При простуде принимать лекарство только с взрослыми людьми.
Отгадайте загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь?
Дети: Язык.
Воспитатель: А для чего нам нужен язык?
Дети: Различать продукты на вкус.
Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык – орган вкуса.
Проводится игра «Определи на вкус»
- Назовите, что может быть сладким, кислым, соленым, горьким?
- Какие вы знаете правила гигиены полости рта:
- Нельзя есть немытые овощи и фрукты? Почему?
- Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалетной комнаты.
- Нельзя облизывать игрушки, пальцы.
- Нельзя передавать продукты изо рта в рот.
-Нельзя пробовать незнакомые ягоды, грибы.
А теперь проведем упражнение для язычка:
Рот по шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.
Отгадайте загадку:
В этой одежде я родился,
В этой одежде и бане помылся,
Эту одежду снять невозможно.
Эта одежда называется….
Дети: Кожа.
Воспитатель: А для чего нам нужна кожа?
Дети: С помощью кожи человек может почувствовать предметы : горячее, холодное, твердое, мягкое, сухое, мокрое. Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Наша кожа чувствительна к боли.
Воспитатель предлагает взять металлические ложки и коснуться кожи руки. Вы почувствовали какая ложка? А теперь возьмите ткань? Какая она на ощупь? Попробуйте ущипнуть себя? Почувствовали боль? Кожа – это орган осязания. Но самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук. Мы даже можем определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и проверим чувствительность ваших пальцев.
Проводится игра «Чудесный мешочек». Надо на ощупь определить, что это за предмет.
Ребята, а мы можем с вами сбросить нашу кожу как старую одежду и заменить ее на новую?
Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и ухаживать.
А какие правила вы знаете по уходу за кожей?
- Надо держать свою кожу в чистоте. (мыло, мочалка)
- Аккуратно обращаться с острыми предметами.
- Нельзя долго находиться под прямыми палящими солнечными лучами.
- Защищать кожу от сильных морозов.
- Одеваться по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).
- Не трогать не знакомых животных.
- Вредно для кожи царапины и ушибы.
- Ну что все загадки мы с вами, но здесь что – то находится ещё. Отгадайте кроссворд.
- Проводится игра «Доскажи словечко»
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки, Бывают слушки и не слушки
Что же это? Наши (ушки)
Чтоб попробовать компот
Есть у человека (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)
- Ребята, а как можно назвать все эти органы (уши, глаза, нос, язык, кожа, двумя словами?
Дети: Органы чувств.
Воспитатель: А для чего нам нужны органы чувств?
Дети: Они нам нужны, чтобы познавать, изучать, знакомиться с окружающим миром.
Воспитатель: - Ребята, а мы так и не узнали от кого эти задания. Здесь остались одни буквы. Что же нам с ними можно сделать?
Дети: Выложить его имя.
Воспитатель: Давайте попробуем выложить имя этого героя.
Дети читают: Буратино.
Воспитатель читает письмо дальше. Как вы справились со всеми моими заданиями, я вас приглашаю в сказочную страну «Умников и умниц».