Сергеева Ольга
«Звук [Ч]». Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звукопроизношению в стр. гр. звук [Ч].
Цель: знакомство со звуком [Ч].
Коррекционно -Образовательные:
- познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой;
- учить производить самостоятельно звуко– слоговой анализ слога.
Коррекционно -развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематические процессы;
- упражнять детей в словообразование.
Коррекционно -Воспитательные:
-воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.
Оборудование:
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком Ч, домик зелёного цвета, карточки зелёного цвета, простые карандаши, задание.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Л: Ребята прослушайте скороговорку. Какой звук часто слышится в ней.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертёж.
Л: Ребята какой звук часто слышится? (ч).
Артикуляционная гимнастика:
«Окно», «Заборчик», «Мост», «Наказать непослушный язык»,
«Лопата», «Парус», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Качели»,
«Гармошка», «Фокус».
Упражнение на дыхание
Игра «Сдуй каплю (снежинку)».
-Сейчас на улице весна, с крыш капает капель. Вы умеете сдувать капли? (медленный вдох через нос с чередованием плавного и прерывистого выдоха).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем знакомиться со звук «Ч».
Логопед показывает и объясняет детям артикуляцию звука (Ч).
- губки округлены и слегка вытянуты в перёд;
- зубки «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами, воздух тёплый, струя воздуха направлена посередине языка вверх, голос не звучит.
-поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая,
-по центру языка идет короткая резкая воздушная струя,
- горлышко «молчит», Паложите ладошку на горло и произнесите звук «Ч». Горлышко звенит или нет? (нет, звук «Ч» глухой)
-Звук «Ч» всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца) в какой домик мы его поселим? (зелёный) - указывается на зелёный дом
- Звук «Ч» звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук «Ч» всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца).
Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч.
Характеристика звука (Ч):
Согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда мягкий, глухой. Обозначается зелёным цветом.
Развитие фонематических процессов.
Игра «Поймай звук» (Дети хлопают ладоши)
Ч, Л, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, 3
Игра «Зеленая карточка»
- Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч –
поднимите зеленую карточку.
Ча, мя, сю, че, си, чу, зя, чай, мяч, палка, пачка, зайка, лапка, калач.
Образование уменьшительной формы существительных.
Стул- стульчик, замок – замочек, шнурок – шнурочек, узел -, носок -, блин -, диван -, батон - .
Физ. мин. - кинезиологическая игра «Весна».
Весна (упражнения туловищем)
Ручейки журчат весной, (“рисуем” туловищем змейку, быстро перемещаясь влево- вправо, изображаем бегущий ручеёк)
Деревца растут стеной (встаём на носочки, тянем руки вверх, сводим-разводим руки в воздухе)
Птицы прилетают, (разводим руки в стороны, медленно опускаем и поднимаем их)
Розы расцветают. (Приседаем вниз, поднимаемся вверх, складывая кисти рук и сгибаем пальцы, изображая цветок. Раскрываем ладони, “розы распускаются”).
Звуко-слоговой анализ.
Л: Ребята я вам сейчас назову слоги а вы мне расскажите о звуках в этом слоге:
«ЧА». Какой в этом слоге первый звук? (звук Ч). Какой это звук — гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук [Ч]? Он всегда какой? (всегда мягкий). Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук—гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть). Аналогично со слогом «ОЧ».
Пальчиковая гимнастика.
«Вырос высокий цветок на поляне».
Л: Ребята определите место звука (Ч) в название картинок: в начале, середине или конца слова. Соедините схемы с подходящими картинками.
3. Итог.
Л: Ребята о каком звуке мы сегодня разговаривали? Дайте характеристику
звуку. Назовите слово со звуком (Ч).