Валентина Васильевна Закурдаева
Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима — аукает…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина
«Поёт зима - аукает…»
Закурдаева Валентина Васильевна
Конспект
Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное восприятие стихотворения. Показать им сопоставимость явлений природы с поэтическими образами, что поможет им осмысленно запомнить текст. Учить выразительно читать стихотворение с определённой интонацией, с правильными логическими ударениями, чётко произнося слова, следя за тем, чтобы темп и сила голоса соответствовали произносимому тексту.
Публикация «Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С, Есенина „Поёт зима — аукает…“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Заучивание стихотворений
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Подготовка к занятию. Воспитатель анализирует стихотворение : уясняет идейное содержание, соответствие его способам художественного воплощения; определяет основную тональность, характер стихотворения, выделяет в нём сюжетно-логические, смысловые части, подготавливает вопросы к ним: «Что хотел сказать автор в этой части? Какую картину он нарисовал? Какое настроение создаётся у слушателя?»
В данном стихотворении выделяются четыри смысловые части : 1) описание зимнего леса, 2) метелица и озябшие птички во дворе, 3) усиливающаяся злая вьюга и 4) мечта дремлющих пташек о весне.
В первой части автор рисует картину уснувшего, убаюканного метелью леса. Читать её надо напевно, замедленно. Во второй части интонационно нужно передать чувство жалости к воробышкам, которые, как «детки сиротливые, прижались у окна», голодные, усталые. В третьей части голос немного повышается и темп чтения убыстряется, создаётся картина вьюги, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным». Последнюю часть- концовку- следует читать задумчиво, с предощущением радости, которая придёт вместе с весной.
Воспитатель продумывает беседу с детьми, составляет вопросы для этой беседы; подготавливает иллюстративный материал.
Методика проведения занятия.
1 До чтения стихотворения воспитатель проводит беседу о зиме, выявляет, что дети знают об этом времени года. Это можно сделать не только на занятии, но и во время экскурсии, прогулки, обратив внимание на зимний пейзаж. Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения, загадки о зиме.
2 Сообщение темы. Показ цветных слайдов из комплекта «На родине С. Есенина» (Портрет писателя. Село Константиново. Дом родителей. Уголок комнаты. Стол, за которым писал С. Есенин. Рязанская осень). Показ слайдов воспитатель сопровождает рассказом о поэте, о том, что Есенин очень любил природу своей Родины. Он родился и вырос в селе, расположенном на высоком берегу Оки, откуда далеко были видны заливные луга, леса, озёра. Красота родной природы вдохновляла его на создание задушевных стихотворений. После такого вступления воспитатель выразительно читает стихотворение.
3 Беседа по вопросам:
Какое чувство вызвало стихотворение?
О чём рассказывается в стихотворении?
Из каких слов видно, что поэт говорит о зиме как о живом существе?
Что говорится о воробышках? С кем они сравниваются?
Почему лес назван «мохнатым»?
Как говорится о метелице? О чём мечтают «пташки нежные»? Какой им представляется весна?
4 После беседы- повторное чтение стихотворения, затем предлагается читать тем детям, кто запомнил наизусть. Воспитатель оращает внимание на выразительность их чтения, исправляет, объясняет, почему нужно читать так, а не иначе.
5 В конце занятия предлагаются творческие упражнения, развивающие образность речи:
-придумать определение к заданному слову (лес, облака);
-придумать сравнения к слову «воробышки».
Воспитатель напоминает детям, что в стихотворении лес назван «мохнатым», и спрашивает: «А как ещё можно сказать о лесе? Какой он? Воробышки сравниваются с детками сиротками? С кем ещё можно сравнить их?» Аналогичные вопросы педагог задаёт и по другим словам, к которым нужно придумать образное сравнение.
После занятия в книжный уголок следует положить книгу стихов С. Есенина с иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций будет стимулировать желание детей быстрее запомнить стихотворение и читать его наизусть.