Ольга Гончарова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Свойства льда, снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения:
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
(Е. Русаков)
-назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас?
2. Игра «Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе „Свойства льда, снега“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
3. Скажите, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
Снег пушистый стелется,
Улица бела,
И метёт метелица.
К нам пришла… (зима)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке? (Снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал… (мороз)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)
Физкульминутка «Снеговик»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
А теперь мы как настоящие учёные будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена звёздочка.
Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт №1. Показать детям полиэтиленовый пакет. Он прозрачный. Разрезать его на мелкие кусочки и собрать в кучу. Какого цвета куча? Белая.
Подобное происходит и со снегом. Прозрачные снежинки слипаются друг с другом, и получается белый снег.
Опыт №2. Сравнить снег и лёд
Предложить рассмотреть снег и лёд. Какого цвета снег и лёд? Давайте посмотрим через лёд, какой он? Лёд прозрачный, а снег белый. Потрогайте его на ощупь. Лёд – твёрдый, гладкий, а снег рыхлый, мягкий. Как вы думаете. Зависит от температуры воздуха состояние снега и льда? Что быстрее растает? Положить на ладошку немного снега, что с ним произошло? (на ладошке осталась вода). А теперь возьмите льдинку. Что быстрее растаяло? А что будет, если воду в формочке вынести на улицу? (она замёрзнет и снова превратится в лёд)
Вывод: Снег – это вода, лёд – это замороженная вода. Снег тает быстрее, чем лёд.
Опыт 3. Определение прозрачности.
Дети положите под кусочек льда – полоску жёлтого цвета. Какого цвета стал лёд?
Дети: Жёлтого.
Положите под снег. Что вы видите?
Дети:
Теперь положите под лёд синюю полоску. Вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.
Опыт 4. Определение качества снега и льда.
У вас на столах в тарелочках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель: Возьмите в руки снег. Какой он?
Вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд тяжёлый, твёрдый.
Опыт 5. Определение прочности.
Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно назвать это свойство снега?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним случилось?
Дети: Он раскололся, он хрупкий.
Опыт 6. Тонет, не тонет.
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?
Дети: снег тает в воде, а лед плавает на поверхности
А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в другой стаканчик – лёд.
Вывод. Лёд и снег не тонут.
Воспитатель: Ребята, давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под воздействием тепла превращается в воду.
Лёд – это замёрзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под воздействием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Ребята большое вам спасибо. А за то, что вы такие молодцы я награждаю вас звёздочками научных сотрудников!
7. Итог занятия.