Елена Бакши
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности с первичным погружением детей в профессию инженера по водоочистке.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов и профессией инженер по водоочистке;
• расширить и углубить представление детей о значении воды для растительного и животного мира, для человека;
• обогащать словарь детей терминами «водоем», «фильтр», «фильтрация», «инженер по водоочистке», «очистительная станция».
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
• развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
• развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие;
• продолжать развивать наблюдательность и любознательность;
• развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе работы;
• способствовать формированию мыслительных операций;
• развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам;
• привлечение внимания к экологическим проблемам;
• прививать экологическую ответственность;
• воспитывать/формировать интерес к современным профессиям.
Предварительная работа:
Материал: демонстрационный: слайды с изображением различных чистых водоемов, слайды с изображением загрязненного и чистого пруда, с изображением лаборатории
раздаточный: салфетки, стаканчика с мутной водой, для каждого ребенка пластиковые стаканчика с фильтрами из марли и ватного диска.
Ход НОД:
Приветствие
Дети стоят в кругу.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я твой друг и ты мой друг,
Это наш веселый круг.
В. : - Смотрите какую интересную коробку я вам принесла. Она с загадкой.
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
В. : - Вы догадались что это?
В. : А, что такое глобус? (ответ – уменьшенная модель Земли). Давайте его рассмотрим.
В. : - Посмотрим на глобус.
В. : - «Глобус, глобус повернись, весь ребятам покажись».
В. : -Если его быстро вращать, то он покажется одноцветным – каким? (голубым).
В. : -А почему? Что означает голубой цвет? (ответ – вода). Вода – это море и океаны (слайд, реки (слайд, озера и пруды (слайд). И, наверное, правильнее было назвать планета Вода, а не Земля. Моря, океаны, реки и озера – это все водоемы.
В. : - Наша планета – это наш дом. Мы любим свой дом. И, конечно же, мы все хотим, чтобы у нас дома все всегда было хорошо. Правда?
Раздается стук в дверь. Воспитатель идет открывать. За дверью сидит сильно запачканная уточка.
Воспитатель делает вид, что уточка ему что-то на ухо говорит.
В. : - Ребята, представляете, что мне рассказала сейчас уточка? Оказывается,
с прудом, в котором живет утенок и другие обитатели, случилась беда. Вода там стала очень грязной. Посмотрите какая испачканная уточка.
В. : -Ребята, ее нужно срочно отмыть.
В прозрачной емкости с водой воспитатель отмывает уточку. Вода там становится мутной.
Воспитатель показывает емкость с загрязнённой водой после купания в ней уточки.
В. : - Из-за чего в пруду вода могла стать такой грязной и мутной?
В. : - Кто загрязнил водоем?
В. : - Скажите, можно ли жить в такой воде?
Д. : -Нельзя.
В. : - А почему нельзя?
Д. : - Ничего не видно, тяжело дышать.
В. : - Водоросли в такой воде завяли, рыбки заболели, а зимующие водоплавающие птицы хотят улететь. Обитателям водоема очень тяжело жить в такой воде. Я думаю, что мы просто обязаны им помочь! А вы как думаете?
Д. : -Да, мы должны помочь.
В. : -Что же делать, ребята, как мы сможем помочь уточке и ее друзьям?
Д. : -Нам нужно почистить пруд, на котором они живут.
В. : - Но сначала мы должны разобраться кто и каким мусором загрязнил пруд.
Показ слайда.
Воспитатель называет ребенка и тот, кого называют говорит, что не должно находиться в воде.
В. : -К сожалению очень часто разные водоемы полны посторонних предметов. Предлагаю потренироваться очистить от мусора один такой водоем. Для этого нам сначала надо надеть перчатки.
Дид. игра «Очисти водоем».
На пол стелется ткань - «водоем» с закрепленными на ней пластиковыми бутылками, пакетами, коробками от сока, рыбками, водорослями. Двое детей, которые держат мусорные мешки. Остальные ребята должны убрать только мусор.
В. : - Водоем стал гораздо чище, но как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы вода стала еще чище?
Дети делают предположения
В. : - Одним из способов очистки воды является фильтрование. Кто знает и может ответить, что такое фильтр?
Д. : - Прибор для очистки воды.
В. : - Какие фильтры вы знаете?
Д. : - Те, что продаются в магазине.
В. : – Для чего нужно фильтровать воду?
Д. : -Чтобы в наш организм не попали микробы.
В. : - Ребята, такое большое количество воды, которое находится в пруду можно отфильтровать только на специальной станции. А люди, которые занимаются очисткой воды называются инженерами по водоочистке. Сейчас наша группа превратится в такую станцию. А вы станете инженерами по водоочистке. Кем вы будете?
В. : -Перед началом нашей работы нам нужно набрать воду насосом.
Разминка «Насос».
-А теперь насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.)
Воду из пруда качаем.
Влево раз, вправо два – (повороты)
Потекла ручьём вода. (руки в «замке» делают «волну» или берутся за руки и идут по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять (Наклоны вперед)
будем воду очищать. (хлопки «тарелочки»)
В. : - Молодцы, вы накачали воду и теперь можно приступить к ее очистке.
В. : - Закрываем глаза, и произносим волшебные слова: «Раз, два, три - повернись и в инженеров по водоочистке превратись и на станции окажись». Вот мы и оказались на очистительной станции. Она называется «Чистая капля».
На экране изображение станции.
Детям надеть на голову ободки с изображением капельки.
В. : - Работа на очистительной станции требует большой внимательности и аккуратности. Я буду главным инженером и прошу вас меня слушать. Иначе мы с вами не сможем хорошо профильтровать воду и помочь уточке и ее друзьям. Проходите на свои рабочие места, но без моей инструкции ничего не трогайте.
В. : - Для того чтобы у нас все получилось вспомним правило.
Пальчиковая гимнастика
Коль с водой имеем дело,
Рукава закатим смело,
Пролил воду-не беда,
Салфетки под рукой всегда!
В. : -Итак, уважаемые инженеры по очистке воды, будем приступать к работе.
Стаканы обозначаем разными цветными полосками.
Практическая деятельность детей
Опыт №1
В. : - Сейчас пропустим грязную воду через первый фильтр – это бинт. Возьмите стакан с мутной водой и медленно и аккуратно перелейте в стакан, на котором закреплен бинт. Это стакан с синей полосой. Что у нас получилось?
Дети делают вывод, что на фильтре остаётся грязное пятно и крупный
мусор, что слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.
В. : -Мне кажется, что вода еще недостаточно чистая. Надо еще фильтровать.
В. : - Теперь будем переливать воду в стакан с фильтром из ватного диска. Возьмите стакан с зеленой полосой.
Опыт№2
Дети берут второй фильтр (ватный диск) проводят фильтрацию и
делают вывод, что слой ваты хорошо задерживает мелкий мусор, грязь
и осадок, что они остаются на ватном фильтре. Вода при этом стала намного чище.
В. : - Молодцы, вы отлично очистили воду. Теперь мы можем эту отфильтрованную воду отдать обитателям пруда.
Воспитатель и помощник воспитателя организовывают сбор очищенной воды в лотки.
В. : - Ребята, эту чистую воду мы передадим уточке, а она передаст жителям пруда.
Уточку воспитатель выносит за дверь. Уточка через воспитателя благодарит детей.
В. : - Для чего нужна чистая вода?
Ответы детей: пить, готовить еду, мыться, стирать одежду.
В. : -Это для человека. А для природы?
Д. : - Для роста растений. Чтобы животные и птицы пили чистую воду, рыбы не болели.
В. : - Ребята, пора наводить порядок на своих рабочих местах. Возьмите лоточки со стаканчиками, отнесите их на поднос и подходите ко мне.
Дети выходят из-за столов.
В. : - Нам пора возвращаться в детский сад. Снимите шапочки инженеров (Убирают на поднос). Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, в ребят снова превратись и в детском саду окажись».
Исчезает на экране изображение лаборатории.
Рефлексия
В. : -Какое мы сегодня доброе дело сделали?
Д. : - Очистили водоем.
В. : - Как не допускать загрязнение водоемов?
Ответы детей.
В. : - Почему нужна чистая вода всему живому на планете: и растениям, и животным, птицам, и человеку?
Ответы детей: рыбы, птицы и животные не будут болеть, растения только от чистой воды будут хорошо расти. Человек пьет, готовит еду, моется, наводит чистоту в доме, используя только чистую воду.
В. : - Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Поэтому мы должны стараться содержать моря и океаны, реки, озера и пруды в чистоте и порядке. Следить, чтобы другие люди не засоряли природные водоёмы.
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Снова стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и приносит посылку.
В. : - Ребята, это жители пруда вам передали в благодарность за чистую воду необычные раскраски. Карандаши для них не нужны. Нужна только чистая вода. И еще они прислали фотографию пруда. Посмотрите каким он стал чистым.