Папки-передвижки

Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе

Инга Гадзаова
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами воздуха;

- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

- воспитывать умение работать сообща;

- воспитывать дружеские отношения между детьми;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Наши открытия о воздухе“ в средней группе» размещена в разделах

- воздушный шарик;

- бейджики по количеству детей;

- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;

- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);

- духи;

- тазик с водой;

- веера по количеству детей;

- кораблики;

- крышки от фломастеров (по количеству детей);

- воздушный шарик;

- трубочки;

- гуашь;

- альбомные листы.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?

- Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.

Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)

А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.

Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображен глаз.

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый, но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке»

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.

Дать понюхать детям духи.

Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.

Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха»

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

Сказка о воздушном шарике

В одном большом-большом городе жил воздушный шарик. Желтый, как солнышко. Хотя, сказать по-правде, сначала шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик, он был совсем не похож – простой кусочек резины. Он лежал в коробке под прилавком, тесно прижимаясь к своим друзьям-соседям, и ждал, когда в его жизни произойдет что-нибудь интересное. Больше всего шарику хотелось подарить радость какому-нибудь мальчику или какой-нибудь девочке. А еще ему очень хотелось долететь до самого неба и покружиться среди облаков.

И вот, в один из дней добрые руки продавца вынули шарик из коробки, наполнили его легким газом из огромного баллона, а снизу привязали белую ленточку. Так наш шарик стал тем, кем должен был стать – настоящим воздушным шариком, круглым и блестящим. С этого дня он жил в большом-большом городе, возле входа в зоопарк.

Шарик висел, надутый, среди других шаров, глядел на проходящих мимо ребят и завидовал облакам, плывущим высоко в небе. Они не были привязаны ленточкой и могли лететь куда им вздумается. Родители покупали своим детям разные воздушные шары, только на наш шарик внимания никто не обращал. Висел он день, другой, третий… И ему уже показалось, что он будет вечность так проводить, как вдруг, возле шарика остановился маленький мальчик со своим папой и радостно улыбнулся.

- Папа, посмотри, какой красивый шарик. Желтый, как солнышко! - сказал маленький мальчик.

- Да, действительно красивый. Хочешь такой? – предложил папа.

- Конечно хочу! - обрадовался мальчик.

- Я тебе этот шарик подарю. – сказал продавец, вкладывая в маленькую ладошку мальчика белую ленточку, – он уже давно ждет своего хозяина – даже сдулся немножечко – но, кроме тебя, никому не приглянулся. Держи, малыш!

- Спасибо! – сказал мальчик, радуясь такому славному подарку, и они с папой поспешили в зоопарк.

Шарик был счастлив. Он даже не мог себе представить, что его когда-нибудь подарят. Не купят, как вещь, а подарят, как друга! Шарик так развеселился, что начал немного подпрыгивать. Прыг-прыг, скок-скок, дерг-дерг – и вдруг, сам не почувствовал, как выскользнул из рук мальчика, полетел прямо в небо.

- Ой, мой шарик! – вскрикнул мальчик и из его голубых глаз брызнули слезы.

- Не расстраивайся, сынок, - сказал папа, поднимая малыша на руки. – Просто нашему круглому другу захотелось попутешествовать. Устал он висеть на одном месте, захотел полететь. Его уже не вернешь – вон он какой резвый! Зато теперь он обрадует очень много людей - каждого, кто увидит его снизу. Детишки будут показывать на него пальцами, кричать и махать вслед. И у всех будет хорошее настроение, благодаря твоему шарику.

Мальчик понял, что расстраиваться, действительно, нечему, перестал плакать и помахал шарику рукой на прощание. А шарик поднимался все выше и выше. Ему было немножечко стыдно оттого, что он без спросу улетел от мальчика, но, в то же время, приятно – он чувствовал, что именно сейчас, летя высоко в небе, он дарит и взрослым, и ребятишкам много улыбок. Для наблюдателей с земли желтый беглец вскоре превратился в маленькую точку, а потом и вовсе исчез. Хотя дети еще какое-то время не расходились, а улыбаясь смотрели в небо, словно надеясь на какое-то чудо.

Шарик летел. От высоты, увиденной красоты, влажных пушистых облаков у него захватило дух. Только теперь, всегда казавшиеся далекими облака, почему-то еще больше отдалились и показались совсем хмурыми. Они не обращали на шарик никакого внимания и спешили куда-то по своим важным делам. Они даже не заметили, что шарик был желтым, совсем как солнышко. Вот ведь, задаваки! Только ласковый ветерок по-доброму заигрывал с шариком – то толкал его вперед, то кружил на одном месте.

- Привет, я шарик! Давай с тобой дружить! – предложил шарик.

- Давай! Я ветерок! Я люблю веселиться и озорничать. Я летаю и заглядываю во все окна, и поэтому знаю все-все на свете. Я должен доставить тебя туда, куда попадают все улетевшие шарики.

- А куда они попадают? – удивился желтый шарик, ведь он в первый раз оказался так далеко от дома.

- Они попадают в маленький городок, в котором не продают воздушных шариков. Но детишкам, живущим в том городке, очень хочется поиграть с ними. Вот туда-то ты и попадешь, и принесешь вместе с собою радость и смех. Правда, лететь надо очень далеко.

- Не беда! – сказал шарик. - Мне нравится дарить детям радость. Конечно, мне хотелось полетать в небе… Но это оказалось не так здорово, как видеть счастливые улыбки на лицах ребят. Летим скорее!

Ветерок подхватил шарик и понес его в маленький городок.

А в том маленьком городке жила девочка. Она была очень хорошая и послушная: сама прибирала за собой игрушки и могла завязывать шнурки на ботинках. А еще в тот день у нее был день рождения, ей исполнилось целых четыре года. Но у девочки никогда не было воздушного шарика, даже самого маленького. Ах, если бы у нее был шарик – она была бы самой счастливой девочкой на свете! Ветерок издалека заметил девочку и сказал шарику:

- Смотри, вон там внизу, на качелях, сидит девочка. Ты будешь для нее настоящим сюрпризом! Она давно ждет тебя. Спускайся к ней, а я полечу дальше, уж очень много у меня дел.

Шарик поспешил вниз, к своей новой хозяйке. Девочка увидела, что прямо к ней в руки летит красивый желтый шарик и поймала его, а потом сразу побежала домой, показывать неожиданный подарок своей маме. Девочка еще не знала, что мама, специально ко дню рождения, съездил в большой-большой город и купил ей воздушный шарик. Только не желтого, как наш знакомый, а красного цвета.

- С днем рождения, дочка, - сказала мама. – посмотри-ка, что я тебе купила.

- Ой, шарик! – обрадовалась девочка. - Какой красивый! Спасибо, мама!

В это самое время из-за спины девочки осторожно выглянул желтый шарик и тут же полетел к красному - знакомиться. Воздушные шарики вообще очень дружелюбны и общительны.

- Ничего себе! – удивилась мама. – а этот шарик у тебя откуда? Желтый, как солнышко!

- А он прилетел ко мне с неба! Он сам выбрал меня! Наверное, очень хотел поздравить с днем рождения! Хи-хи! Он такой добрый и хороший. Я думаю, что тот, кто отпустил его в небо, тоже очень хороший.

Тут желтый шарик опять вспомнил про маленького мальчика, от которого он по неосторожности улетел. И ему опять сделалось ужасно стыдно.

- Представляешь, - сказал желтый шарик красному. – я же был так счастлив, я только тихонечко потянул, а мальчик меня не удержал… Обидно.

- Зато ты полетал в небе, а я там еще никогда не был. – грустно ответил красный шарик.

- Погоди-ка! – воскликнул желтый. – Я кое-что придумал! Мне кажется, я могу помочь твоей мечте сбыться! Только пообещай, что обязательно долетишь до того самого маленького мальчика и будешь дарить улыбки всем, кто встретится тебе на пути.

- Обещаю! – ответил красный шарик, а желтый потянул его прямо к окну.

- Смотри, дочка, что-то твои шарики в окошко выглядывают, никак улетать собрались. – забеспокоилась мама.

- Знаешь, мама, - сказала девочка, а она была не только послушной, но и очень доброй, совсем не жадной девочкой. – ведь у меня сейчас целых два шарика, а у кого-то, наверное, нет ни одного. Я бы могла поделиться.

- Это ты хорошо придумала, дочка! – улыбнулась мама. – Желтый шарик уже проделал большой путь и, наверное, устал. А вот красный – ты можешь отпустить в небо, пусть он принесет кому-то такую же радость, какую тебе принес желтый шарик!

Мама с девочкой открыли окно и выпустили красный шарик на улицу.

- Вот видишь, я же говорил тебе, что все получится! – крикнул желтый шарик красному на прощание. Он позвал своего друга-ветерка и попросил того помочь красному шарику отыскать дорогу до большого-большого города, прямо к маленькому мальчику.

В это самое время в большом-большом городе лежал в своей кроватке и болел тот самый маленький мальчик. В зоопарке, он наелся мороженного и у него заболело горло. И никак не проходило! Ему было очень грустно болеть: пить горькие лекарства и ставить под мышку градусники. Особенно сейчас, когда стояла такая жаркая погода и из окна доносились крики и смех его друзей во дворе. Так он лежал и грустил, ему было очень скучно и хотелось поскорее отправиться играть вместе с друзьями. И вдруг, прямо к мальчику в окно влетел красный шарик. Мальчик обрадовался и очень скоро выздоровел. Потому что радость и смех – самые лучшие лекарства на свете.

А воздушные шарики, отпущенные в небо или нечаянно улетевшие от кого-то из ребят, так и продолжают летать между большим-большим городом и маленьким городком, и приносят радость всем, кто в этом нуждается. И если твой шарик улетел в небо – не расстраивайся, он найдет себе новых друзей и подарит им частичку настоящего счастья, которая обязательно к тебе вернется.

Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.

Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».

С помощью воздуха можно рисовать : надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.

А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

Спасибо за работу, до свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Наши уши» Цель : Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные При помощи опытов учить различать высоту звука Закрепить правила ухода.

«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.

Конспект интегрированного занятия с применением ИКТ в средней группе «Наши защитники» Цель: Актуализировать знания детей о празднике День защитника Отечества. Задачи: Воспитывать у детей уважение к своим папам, желание быть.

Конспект НОД по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе. Разработал: воспитатель.

Конспект ООД по экспериментированию в средней группе «Снег и его свойства»Конспект ООД по экспериментированию в средней группе «Снег и его свойства» Конспект ООД по познавательному развитию (экспериментирование) в средней группе «Снег и его свойства» Программное содержание: Продолжать.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группеКонспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Расширять знания о воде. Задачи: Образовательные: Познакомить.

Конспект занятия «Как ухаживать за комнатными растениями в раннем возрасте, или Наши первые открытия»Конспект занятия «Как ухаживать за комнатными растениями в раннем возрасте, или Наши первые открытия» Цель: Формирование у детей представлений о структуре трудового процесса. Задачи: 1. Учить детей - с помощью моделей принимать цель, определять.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

«Вода». Конспект занятия по исследованию и экспериментированию в средней группе В гости к детям «приходит» Капитошка, приносит с собой две непрозрачные банки, закрытые крышками (в одной из них находится вода). Детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 15:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Инга Гадзаова (УИ 2958665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД