Инга Гадзаова
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Наши открытия о воздухе“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- бейджики по количеству детей;
- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;
- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);
- духи;
- тазик с водой;
- веера по количеству детей;
- кораблики;
- крышки от фломастеров (по количеству детей);
- воздушный шарик;
- трубочки;
- гуашь;
- альбомные листы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
- Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.
Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)
А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.
Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Садитесь за столы.
Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску.
На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух».
Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.
Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.
Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.
Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый, но именно он и не пускал туда воду.
Опыт 3 «Воздух в человеке»
А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.
Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
Дать понюхать детям духи.
Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.
Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 5. «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Опыт 6. «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух без запаха.
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Сказка о воздушном шарике
В одном большом-большом городе жил воздушный шарик. Желтый, как солнышко. Хотя, сказать по-правде, сначала шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик, он был совсем не похож – простой кусочек резины. Он лежал в коробке под прилавком, тесно прижимаясь к своим друзьям-соседям, и ждал, когда в его жизни произойдет что-нибудь интересное. Больше всего шарику хотелось подарить радость какому-нибудь мальчику или какой-нибудь девочке. А еще ему очень хотелось долететь до самого неба и покружиться среди облаков.
И вот, в один из дней добрые руки продавца вынули шарик из коробки, наполнили его легким газом из огромного баллона, а снизу привязали белую ленточку. Так наш шарик стал тем, кем должен был стать – настоящим воздушным шариком, круглым и блестящим. С этого дня он жил в большом-большом городе, возле входа в зоопарк.
Шарик висел, надутый, среди других шаров, глядел на проходящих мимо ребят и завидовал облакам, плывущим высоко в небе. Они не были привязаны ленточкой и могли лететь куда им вздумается. Родители покупали своим детям разные воздушные шары, только на наш шарик внимания никто не обращал. Висел он день, другой, третий… И ему уже показалось, что он будет вечность так проводить, как вдруг, возле шарика остановился маленький мальчик со своим папой и радостно улыбнулся.
- Папа, посмотри, какой красивый шарик. Желтый, как солнышко! - сказал маленький мальчик.
- Да, действительно красивый. Хочешь такой? – предложил папа.
- Конечно хочу! - обрадовался мальчик.
- Я тебе этот шарик подарю. – сказал продавец, вкладывая в маленькую ладошку мальчика белую ленточку, – он уже давно ждет своего хозяина – даже сдулся немножечко – но, кроме тебя, никому не приглянулся. Держи, малыш!
- Спасибо! – сказал мальчик, радуясь такому славному подарку, и они с папой поспешили в зоопарк.
Шарик был счастлив. Он даже не мог себе представить, что его когда-нибудь подарят. Не купят, как вещь, а подарят, как друга! Шарик так развеселился, что начал немного подпрыгивать. Прыг-прыг, скок-скок, дерг-дерг – и вдруг, сам не почувствовал, как выскользнул из рук мальчика, полетел прямо в небо.
- Ой, мой шарик! – вскрикнул мальчик и из его голубых глаз брызнули слезы.
- Не расстраивайся, сынок, - сказал папа, поднимая малыша на руки. – Просто нашему круглому другу захотелось попутешествовать. Устал он висеть на одном месте, захотел полететь. Его уже не вернешь – вон он какой резвый! Зато теперь он обрадует очень много людей - каждого, кто увидит его снизу. Детишки будут показывать на него пальцами, кричать и махать вслед. И у всех будет хорошее настроение, благодаря твоему шарику.
Мальчик понял, что расстраиваться, действительно, нечему, перестал плакать и помахал шарику рукой на прощание. А шарик поднимался все выше и выше. Ему было немножечко стыдно оттого, что он без спросу улетел от мальчика, но, в то же время, приятно – он чувствовал, что именно сейчас, летя высоко в небе, он дарит и взрослым, и ребятишкам много улыбок. Для наблюдателей с земли желтый беглец вскоре превратился в маленькую точку, а потом и вовсе исчез. Хотя дети еще какое-то время не расходились, а улыбаясь смотрели в небо, словно надеясь на какое-то чудо.
Шарик летел. От высоты, увиденной красоты, влажных пушистых облаков у него захватило дух. Только теперь, всегда казавшиеся далекими облака, почему-то еще больше отдалились и показались совсем хмурыми. Они не обращали на шарик никакого внимания и спешили куда-то по своим важным делам. Они даже не заметили, что шарик был желтым, совсем как солнышко. Вот ведь, задаваки! Только ласковый ветерок по-доброму заигрывал с шариком – то толкал его вперед, то кружил на одном месте.
- Привет, я шарик! Давай с тобой дружить! – предложил шарик.
- Давай! Я ветерок! Я люблю веселиться и озорничать. Я летаю и заглядываю во все окна, и поэтому знаю все-все на свете. Я должен доставить тебя туда, куда попадают все улетевшие шарики.
- А куда они попадают? – удивился желтый шарик, ведь он в первый раз оказался так далеко от дома.
- Они попадают в маленький городок, в котором не продают воздушных шариков. Но детишкам, живущим в том городке, очень хочется поиграть с ними. Вот туда-то ты и попадешь, и принесешь вместе с собою радость и смех. Правда, лететь надо очень далеко.
- Не беда! – сказал шарик. - Мне нравится дарить детям радость. Конечно, мне хотелось полетать в небе… Но это оказалось не так здорово, как видеть счастливые улыбки на лицах ребят. Летим скорее!
Ветерок подхватил шарик и понес его в маленький городок.
А в том маленьком городке жила девочка. Она была очень хорошая и послушная: сама прибирала за собой игрушки и могла завязывать шнурки на ботинках. А еще в тот день у нее был день рождения, ей исполнилось целых четыре года. Но у девочки никогда не было воздушного шарика, даже самого маленького. Ах, если бы у нее был шарик – она была бы самой счастливой девочкой на свете! Ветерок издалека заметил девочку и сказал шарику:
- Смотри, вон там внизу, на качелях, сидит девочка. Ты будешь для нее настоящим сюрпризом! Она давно ждет тебя. Спускайся к ней, а я полечу дальше, уж очень много у меня дел.
Шарик поспешил вниз, к своей новой хозяйке. Девочка увидела, что прямо к ней в руки летит красивый желтый шарик и поймала его, а потом сразу побежала домой, показывать неожиданный подарок своей маме. Девочка еще не знала, что мама, специально ко дню рождения, съездил в большой-большой город и купил ей воздушный шарик. Только не желтого, как наш знакомый, а красного цвета.
- С днем рождения, дочка, - сказала мама. – посмотри-ка, что я тебе купила.
- Ой, шарик! – обрадовалась девочка. - Какой красивый! Спасибо, мама!
В это самое время из-за спины девочки осторожно выглянул желтый шарик и тут же полетел к красному - знакомиться. Воздушные шарики вообще очень дружелюбны и общительны.
- Ничего себе! – удивилась мама. – а этот шарик у тебя откуда? Желтый, как солнышко!
- А он прилетел ко мне с неба! Он сам выбрал меня! Наверное, очень хотел поздравить с днем рождения! Хи-хи! Он такой добрый и хороший. Я думаю, что тот, кто отпустил его в небо, тоже очень хороший.
Тут желтый шарик опять вспомнил про маленького мальчика, от которого он по неосторожности улетел. И ему опять сделалось ужасно стыдно.
- Представляешь, - сказал желтый шарик красному. – я же был так счастлив, я только тихонечко потянул, а мальчик меня не удержал… Обидно.
- Зато ты полетал в небе, а я там еще никогда не был. – грустно ответил красный шарик.
- Погоди-ка! – воскликнул желтый. – Я кое-что придумал! Мне кажется, я могу помочь твоей мечте сбыться! Только пообещай, что обязательно долетишь до того самого маленького мальчика и будешь дарить улыбки всем, кто встретится тебе на пути.
- Обещаю! – ответил красный шарик, а желтый потянул его прямо к окну.
- Смотри, дочка, что-то твои шарики в окошко выглядывают, никак улетать собрались. – забеспокоилась мама.
- Знаешь, мама, - сказала девочка, а она была не только послушной, но и очень доброй, совсем не жадной девочкой. – ведь у меня сейчас целых два шарика, а у кого-то, наверное, нет ни одного. Я бы могла поделиться.
- Это ты хорошо придумала, дочка! – улыбнулась мама. – Желтый шарик уже проделал большой путь и, наверное, устал. А вот красный – ты можешь отпустить в небо, пусть он принесет кому-то такую же радость, какую тебе принес желтый шарик!
Мама с девочкой открыли окно и выпустили красный шарик на улицу.
- Вот видишь, я же говорил тебе, что все получится! – крикнул желтый шарик красному на прощание. Он позвал своего друга-ветерка и попросил того помочь красному шарику отыскать дорогу до большого-большого города, прямо к маленькому мальчику.
В это самое время в большом-большом городе лежал в своей кроватке и болел тот самый маленький мальчик. В зоопарке, он наелся мороженного и у него заболело горло. И никак не проходило! Ему было очень грустно болеть: пить горькие лекарства и ставить под мышку градусники. Особенно сейчас, когда стояла такая жаркая погода и из окна доносились крики и смех его друзей во дворе. Так он лежал и грустил, ему было очень скучно и хотелось поскорее отправиться играть вместе с друзьями. И вдруг, прямо к мальчику в окно влетел красный шарик. Мальчик обрадовался и очень скоро выздоровел. Потому что радость и смех – самые лучшие лекарства на свете.
А воздушные шарики, отпущенные в небо или нечаянно улетевшие от кого-то из ребят, так и продолжают летать между большим-большим городом и маленьким городком, и приносят радость всем, кто в этом нуждается. И если твой шарик улетел в небо – не расстраивайся, он найдет себе новых друзей и подарит им частичку настоящего счастья, которая обязательно к тебе вернется.
Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.
Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».
С помощью воздуха можно рисовать : надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.
И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.
А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.
Спасибо за работу, до свидания!